Новая схема махинаций с пенсиями? Клиент утверждает, что без его ведома деньги переведены в НПФ через банк
В Екатеринбурге без ведома клиентки банка накопительная часть пенсии оказалась в негосударственном пенсионном фонде. Сама девушка утверждает, что ничего не подписывала и никаких заявлений о переводе денег не подавала. Не помогло разобраться в ситуации и заявление в прокуратуру: силовики бездействуют, банк молчит, фонд все отрицает. Однако не исключено, что такой случай не единичный?
Частный случай на Урале подозрительно похож на новую схему махинаций с накопительной частью пенсии, отмечают эксперты. Без ведома клиентки ее деньги оказались "при помощи" "Альфа-банка" переведены из государственного пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд "Ренессанс – жизнь и пенсии".
"Я получила извещение от негосударственного пенсионного фонда о том, что мои деньги, накопительная часть пенсии, переведены к ним из Пенсионного фонда. Поскольку я ничего этого не делала, то получается, они меня просто уведомили о том, что незаконно было сделано, я стала разбираться, и выяснила, что "Ренессанс" совместно с "Альфа-банком" подделали документы о переводе накопительной части моей пенсии в "Ренессанс" из государственного пенсионного фонда", - рассказала корреспонденту Накануне.RU Светлана Удалова.
Девушка обратилась в Пенсионный фонд, где ей подтвердили, что заявление о переводе накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд действительно было. Фонд его одобрил, поскольку формально все было составлено правильно, и разбираться в этом вопросе необходимо с "Ренессансом". В офисе негосударственного пенсионного фонда клиенту сообщили, что договор о переводе накопительной части пенсии был заключен на территории "Альфа-банка", поскольку они являются партнерами, и обратиться нужно в банк.
"После этого, на некоторое время "Ренессанс" перестал отвечать на мои письма, звонки и так далее - ушел в затишье. Я пришла в "Альфа-банк", написала претензию, мол, прошу разобраться в этой ситуации, на каком основании, какой договор или еще что-то. Они очень долго рассматривали. Я им сказала, что ничего не подписывала и ничего не знаю, они мне в итоге в ответе написали, что все документы были оформлены с моего собственного желания и "отфутболили" меня обратно в "Ренессанс". Они также сказали, что у них никаких договоров не сохраняется: они все отправляют в "Ренессанс" и не могут узнать, кто на их стороне это подписывал", - сообщила Светлана Удалова.
В конце концов, ей удалось добиться от "Ренессанса" получения договора и копии заявления. На заявлении представитель "Альфа-банка" должна была заверить подпись клиента, что и было сделано. Более "Альфа-банк" в документах не встречался. "На заявлении представитель "Альфа-банка" должен заверить мою подпись, что это я подписывала и, я не знаю, каким чудом, но на договоре больше "Альфа-банк" не фигурирует нигде, - напрямую представитель "Ренессанса". Вроде как, я напрямую с ними должна была договор заключать, и все это в отделении банка. Эту схему мне до сих пор не разъяснили, поэтому я не знаю, как это все происходит", - сокрушается девушка.
Некоторую ясность в ситуацию внес Пенсионный фонд, куда Светлана Удалова обратилась с претензией. Пенсионный фонд обратился в "Ренессанс" за разъяснениями, после чего клиентка все-таки смогла увидеть документы, согласно которым она перевела накопительную часть своей пенсии в негосударственный пенсионный фонд. Как выяснилось, подпись и почерк в документах были совсем другими.
"Сейчас я принесла в "Альфа-банк" все эти документы, они мне до сих пор не ответили. "Ренессанс" со мной общаться отказывается. Последний раз они со мной общались очень грубо и в итоге сказали, что мне могут помочь только тем, что принесут извинения, и если я подпишу какое-то письмо-гарантию, что у меня претензий к ним нет, тогда помогут перевести мои деньги в любой другой негосударственный пенсионный фонд", - констатирует Светлана Удалова.
Девушка обратилась с заявлением в районную прокуратуру. В ведомстве ей посоветовали обратиться в суд, а также уведомили, что копия обращения в части фальсификации документов и использования персональных данных ОАО "Альфа-банк" направлены в ОП № 1 УВД Екатеринбурга. Как пояснили Накануне.RU в пресс-службе областной прокуратуры, это значит, что вопрос находится в компетенции именно этих органов и далее им занимается полиция, которая проводит проверку. По итогам проверки должно быть принято решение.
"Из милиции мне никто не звонил, я сама звонила в это отделение. Они мне не смогли сказать ни номер заявления, как они зарегистрировали, ни где оно. Я так поняла, что это глухо", - сообщила Светлана Удалова.
Накануне.RU удалось узнать дальнейшую судьбу поступивших в полицию материалов. Как сообщили в пресс-службе областного полицейского главка, материалы пришли по почте в ОП № 1 УВД Екатеринбурга 28 августа. Обращение было зарегистрировано в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях. 12 сентября было принято постановление об отказе в возбуждение уголовного дела. В этот же день, в адрес автора обращения было направлено письменное уведомление об отказе. После этого постановление было отправлено в прокуратуру, обратно материалы не поступали.
Между тем, в "Ренессансе" все списывают на "юридическую безграмотность". "Если информация пришла из "Альфа-банка", значит, человек точно был в "Альфа-банке", либо получал карту, либо получал кредит, либо просто заходил с каким-то вопросом в банк, как клиент, и в это время человеку предложили перевод накопительной части. Банк – это посредник, который является официальным лицом, которое предлагает эту услугу от нашей компании, но при этом, человек точно ставил подпись. Если бы человек подпись не ставил, то такого не может быть. Более того, наш фонд является инициатором прозвона клиентской базы, т.е. наши клиенты все прозваниваются и перевести без ведома клиента деньги практически невозможно. Клиенту должны позвонить, - все звонки записываются на аудиозапись и прослушиваются. Заявление о переводе накопительной части передается в Пенсионный фонд только в том случае, если клиент дал согласие. Мало поставить подпись: после того, как человек поставил подпись, ему будет еще, как минимум, один, два звонка. Если честно, вряд ли такое может быть. Сегодня очень много людей, которые не помнят, где что сделали, не знают где их накопительная часть", - прокомментировала ситуацию корреспонденту Накануне.RU директор екатеринбургского филиала "Ренессанс - жизнь и пенсии" Людмила Кулакова.
Хочется надеяться, что уверенность менеджера в именно "финансовой неграмотности" клиентов появилась неспроста – ведь Светлана Удалова утверждает, что никаких договоров сама не подписывала, заявлений о переводе денег не подавала и ей никто не звонил. Хотя в любой серьезной организации это, конечно, требует внутренней проверки.
К сожалению, получить комментарий в "Альфа-банке" не представилось возможным. Несмотря на заверения на официальном сайте банка – "Пишите, звоните – Альфа банк на связи!", - сделать это оказалось крайне проблематичным.
В настоящее время Светлана Удалова снова обратилась в Пенсионный фонд с претензией, в которой указала конкретных представителей "Альфа-банка" и "Ренессанса", с которыми общалась. "Сегодня мне из Пенсионного фонда перезвонили, сказали, что заявление принято, зарегистрировано и будут разбираться. Они заинтересовались", - подытожила она.
Накануне.RU обратилась за комментарием к правозащитнику, адвокату Свердловской областной экономической коллегии адвокатов (СОЭКА) Анатолию Безрукову. По словам юриста, ситуация достаточная простая, но в итоге все зависит от того, что хочет пострадавшая сторона: вернуть свои накопления в государственный пенсионный фонд или наказать обидчиков.
"Защита интересов этой гражданки может осуществляться двумя основными способами. Первое, самое простое, это написать заявление, что она расторгает договор с "Ренессансом" и просит перевести ее средства обратно в государственный пенсионный фонд. Если ее цель вернуть деньги государству в Пенсионный фонд России, то проще всего сделать это именно таким образом. Второе, если цель наказать кого-то, то здесь - обращение в правоохранительные органы с заявлением. Я думаю, это, скорее всего, можно квалифицировать, как "мошенничество". Я могу предположить, что в момент подписания каких-то документов с "Альфа-банком", кредитных или по счету, вполне могли их подсунуть, что называется, или сама не заметила", - прокомментировал ситуацию Анатолий Безруков.
Стоит также отметить, что, по словам правозащитника, с подобными случаями в своей практике он не встречался. "Хотя, случаи всякие бывают, я не удивлюсь, если это было действительно так", - добавил адвокат.
Между тем, по мнению экспертов пенсионного рынка России, масштабы мошенничества с пенсионными накоплениями действительно впечатляют. Один из них - как раз незаконный перевод средств путем подделки подписи. В этом случае собираются необходимые персональные данные человека, достаточные для заполнения договора обязательного пенсионного страхования и заявления-поручения.
Без получения согласия клиента подписывается договор, и человек без своего ведома по итогам года "оказывается" в каком-нибудь негосударственном пенсионном фонде. Случаи таких "переводов" на рынке действительно были. Более того, периодически Пенсионный фонд России заявляет об увеличении таких случаев и призывает ужесточить требования к недобросовестным пенсионным организациям.
Кроме того, многие россияне обеспокоены постоянными реформами пенсионной системы, экспертами высказываются предположения, что Правительство тихой сапой отказывается от обеспечения достойной старости россиянам, и в результате всех проводимых изменений многим гражданам светит крайне тяжелое будущее и голодная старость.
Мы считаем, что подобные эпизоды не добавляют доверия ни государственной системе пенсионного обеспечения, ни частной (НПФ), в связи с чем редакция Накануне.RU просит прокуратуру считать публикацию официальным поводом для всесторонней проверки случившегося инцидента.