Расходы на свердловскую прессу в этом году сократили на 100 млн рублей
Строка бюджетных расходов на информационное обслуживание в Свердловской области в этом году сократилось по сравнению с прошлым годом на 20% – муниципальные и районные СМИ недополучат около 100 млн руб. Это происходит на фоне заявлений премьер-министра о необходимости "передавать районные СМИ в частные руки" и крики "независимой прессы" о "баснословных" тратах губернатора на "самопиар". Эксперты же считают, что "невидимая рука рынка" опустошит региональную нишу СМИ, а эти самые "независимые СМИ" зачастую выступают в роли "дубинки" со стороны других провластных структур, передает корреспондент Накануне.RU.
По данным источника Накануне.RU в областном правительстве, в 2014 году, на фоне сокращения доходной базы бюджета и растущего дефицита, происходит оптимизация расходов, в том числе и на СМИ. На настоящий момент известно, что строка бюджета о информационном обслуживании сократилась по сравнению с прошлым годом с 574 млн руб. до 470 млн руб.
По этому показателю Свердловская область на четвертом месте среди регионов УрФО, далеко отставая от ряда других регионов.
Примечательно, что это именно те деньги, которые идут, в первую очередь, на поддержку муниципальных СМИ. Так, в прошлом году при поддержке из областного бюджета более 40 редакций муниципальных газет стали участниками проекта "Инновационная редакция" – они получили субсидии на модернизацию оборудования и техническое перевооружение.
В этом году предусмотрены средства для повышения заработной платы работникам городских газет и доведения ее до уровня средней заработной платы в муниципальных образованиях. Это важно, потому что позволит закрепить квалифицированные журналистские кадры в городах области (как известно, нехватка кадров для журналистского сообщества – одна из важнейших проблем, впрочем, как для многих отраслей).
В то же время, пару недель назад, поздравляя журналистов с днем печати, премьер-министр Дмитрий Медведев задал "новые ориентиры". По его мнению, региональную и муниципальную прессу надо активнее передавать в частные руки. Однако, не совсем понятно – кто будет покупать муниципальные или районные газеты.
"Опыт последних лет показывает, что покупать СМИ способны только крупные корпорации, холдинги, газовые, нефтяные и т.д.", – отметил в беседе с Накануне.RU политолог Анатолий Гагарин.
И всем известно, как используют подобные корпорации свои медиаактивы. Например, это откровенно антигосударственное "Эхо Москвы", входящее почему-то в холдинг государственного "Газпрома". А если говорить о региональных СМИ, можно привести в пример тот же "Знак.ком", который "настолько оппозиционный" и "непримиримый враг губернатора" - регионального представителя российской вертикали госвласти (!), что легко заключает многомиллионные контракты с дочерними структурами государственной компании "Роснефть".
Если же говорить о муниципальной прессе, то найдется очень немного изданий, способных удержаться на плаву, не говоря уже о прибылях, достойных зарплатах, современном оборудовании и т.д.
"Можно вспомнить "Егоршинские вести", их главный редактор благодаря своей энергичности удерживает газету много лет на хорошем уровне. Для того, чтобы обеспечить независимость, многие идут либо на шантаж, либо занимаются скандалами. Однако, в большей части случаев, контракт на информационное обслуживание, который заключается с областными или муниципальными властями – едва ли не единственная возможность поддерживать региональные СМИ", – отмечает Гагарин.
Говоря о "Егоршинских вестях", можно, к слову вспомнить, что главный редактор издания Александр Шарафиев является депутатом гордумы и известен резкой критикой властей всех уровней.
Образчик же медийной скандальности - "независимый" телеканал "Дождь", всколыхнувший вчера общественность "дискуссионным соцопросом" о блокаде Ленинграда (впрочем, считается, что к его созданию причастны структуры, близкие к правительству РФ).