Эксперты оценили межнациональную напряженность регионов России. В Чечне безопаснее, чем на Урале
Эксперты составили рейтинг межнациональной напряженности в России. В зоны особого риска попали обе столицы, Татарстан, Ставрополье и Дагестан. В республиках Северного Кавказа межэтнической напряженности фактически не существует, чего не скажешь, например, о некоторых регионах Урала, передает корреспондент Накануне.RU.
Эксперты Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК) опубликовали первый доклад о состоянии межнациональной напряженности в регионах РФ с довольно угрожающим названием "Гроздья гнева". Он охватывает промежуток времени с сентября 2013 года по 20 марта 2014. За это время в результате мониторинга была проанализирована ситуация с 570 этнически мотивированными конфликтными действиями различной степени интенсивности (от размещения ксенофобного контента в интернете до массовых столкновений с применением оружия и смертельными исходами).
"Можно прогнозировать: если эффективность государственной национальной политики останется на столь же низком уровне, межэтническая напряжённость в обществе будет расти, а география конфликтов – расширяться", – уверены составители рейтинга.
Фактически можно сказать, что регионы, в зависимости от проявлений межэтнической напряженности, получили градацию от 1 до 5. "Пятерку", как регионы с максимальным проявлением этой тематики, получили Москва, Санкт-Петербург, Ставрополье, Дагестан и Татарстан. Что интересно, республики Северного Кавказа, включая Чечню, оценены на 1 балл.
"Весьма спорен тезис относительно благополучия ситуации в Чечне: эффективность национальной политики и межэтническая стабильность вызваны, во-первых, авторитарным стилем управления, во-вторых, вытеснением в результате известных событий нечеченского населения из республики и превращением её в моноэтнический субъект", – поясняют авторы.
Большинство экспертов единогласно выделяют в качестве одного из самых проблемных регионов Дагестан. Кроме него, регионами с очень сложной ситуацией названы Чечня и Ингушетия (катализатор – многолетний территориальный конфликт), Кабардино-Балкария (конфликт между тюркскими и кавказскими народами), а также Калмыкия (конфликт между ногайцами и калмыками). "Тлеющий" Северный Кавказ оказывает негативное влияние на близлежащие регионы, в первую очередь на Ставрополье и Ростовскую область, где проблема межнациональных отношений становится все более острой, говорится в сопровождающей записке.
Если говорить о субъектах, входящих в УрФО, два из шести регионов, по оценке составителей, могут быть оценены на "4", что характеризуется такими проявлениями, как "неоднократные организованные массовые ненасильственные конфликтные действия; зафиксированы случаи этнически мотивированного насилия; политическая активность с эксплуатацией этнической тематики".
Так, речь идет о ХМАО-Югре.
"Характерной особенностью региона является высокая доля насильственных конфликтов между выходцами с Северного Кавказа, которые воспринимают территорию округа как "традиционно свою", и приезжими из государств Средней Азии, число которых в регионе неуклонно растет", – дают оценку авторы рейтинга.
Отмечают они и другой аспект, характерный для региона, а именно - столкновение интересов нефтяных компаний и коренного населения по вопросам разработки новых месторождений на территориях с традиционным укладом жизни, которое будет усиливаться по мере исчерпания разведанных запасов.
Из инцидентов, которые можно трактовать как межнациональные конфликты, авторы упоминают массовую драку в Сургуте с участием выходцев из Дагестана и Таджикистана, которая закончилась убийством одного из них от руки нелегального мигранта. В этот же период времени был вынесен приговор по вооруженному нападению на двух киргизов в начале 2013 года, а также произошел инцидент с участием лидера регионального отделения КПРФ Валеева, который якобы избил торговку-чеченку, "произнося ксенофобские фразы". Был также зафиксирован ряд происшествий с распространением антимусульманских листовок и появлением свастик в публичных местах.
Челябинская область характеризуется тем, что здесь существуют большие потоки мигрантов – до 700 тыс. человек в год.
"Большая часть конфликтных ситуаций в наблюдаемый период произошла в крупных городах региона и связана как с разжиганием межнациональной розни в социальных сетях, массовыми ненасильственными акциями, так и нападениями на выходцев с Кавказа. Конфликтные действия происходили на фоне внешних факторов – бирюлевских событий или общефедерального "Русского марша". Их основными мишенями стали трудовые и внутренние мигранты", – говорится в документе.
Наиболее резонансное происшествие здесь – нападение на армянское кафе в Челябинске 14 октября 2013 года. Нападавшие, которых было около 10 человек, использовали травматическое оружие, избивали нерусских посетителей. Кроме того, в Челябинске состоялся согласованный митинг во время бирюлевских событий, был зафиксирован ряд инцидентов в блогосфере.
На "средний" уровень напряженности эксперты оценили Свердловскую область и соседний Пермский край. Что касается Свердловской области, здесь достаточно много трудовых мигрантов, что объясняется развитым промышленным сектором экономики.
Наиболее резонансный инцидент – драка подростков в Нижнем Тагиле в октябре 2013 года. В этой истории, однако, достаточно много неясностей, в первую очередь то, что видеозапись с дракой появилась в интернете спустя неделю после событий – на фоне событий в Бирюлево. При этом, оказалось, что все участники драки – уроженцы Нижнего Тагила. Большая часть остальных указанных инцидентов связаны с размещением в сети Интернет различных фотографий и видеороликов экстремистского содержания. Кроме того, 12 сентября был объявлен в федеральный розыск молодой человек, считающийся лидером неонацистской группировки, совершавшей нападения на горожан.
В Пермском крае за этот же период времени произошло нападение сотрудников ЧОПа на азербайджанское кафе, которое они совершили из мести за побитого азербайджанцами сотрудника этого же ЧОПа. Другой инцидент был предотвращен, когда сотрудники полиции арестовали 104 человека, которые, как сообщается, собирались напасть на выходцев из Таджикистана после сообщения о том, что таджики избили молодого человека, вступившегося за девушку.
По понятным причинам Курганская область, имеющая фактически самые слабые экономические показатели в УрФО, имеет низкую межэтническую напряженность. Однако, не вполне понятно, почему в рейтинге еще более низкую оценку получили Тюменская область и ЯНАО. На фоне постоянных новостей о разного рода межэтнических столкновениях, не вполне ясно, как оценивались эти субъекты. При этом, авторы в преамбуле отмечают, что "Тюменская область, ХМАО и ЯНАО находятся в потенциальной зоне риска (по причине большого притока мигрантов-иностранцев и граждан России из других регионов), однако эксперты не оценивают ситуацию там как угрожающую. Вместе с тем в ХМАО и ЯНАО уже отмечается рост влияния криминализированных кавказских диаспор, которые не только постепенно вытесняют русскоязычное население, но и вступают в конфликты с мигрантами-азиатами".
"Можно и не проводить никаких рейтингов, а сказать, что в среднем, самая высокая напряженность – в Москве и на севере Тюменской области – просто потому, что это лидирующие регионы по доходам. Дальше начинаем отсматривать мегаполисы – Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и т.д. Вывод будет очевиден: мигранты и иностранного происхождения и мигранты с Северного Кавказа едут туда, где больше возможностей заработать", – считает директор Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, указанный в качестве одного из экспертов данного рейтинга.
При этом он отмечает, что сама тема межнациональной напряженности серьезно деформирована изначально. Как таковых межнациональных конфликтов практически не существует. Зачастую речь идет о том, что есть этнодиаспора, которая пытается распространить свое влияние в политике, экономике, не считаясь с нормами закона и этическими нормами.
"В том же Пугачеве проблема была не в том, что кто-то восстал против национальности. Проблема была в том, что была этнодиаспора, которая начинала входить в политику, в бизнес и не планировала останавливаться ни перед какими действиями. Если это трактовали как русско-чеченский конфликт, это было абсурдно, потому что сам погибший парень был наполовину татарин. Называть это межнациональным конфликтом – это исходно неправильно. Этнодиаспоры сами восстанавливают против себя большинство, но не по признаку национальности, а по признаку того, что они имеют сплоченную структуру и являются, фактически, организованными группировками, которые несут опасность местному населению. А вся межнациональная риторика – глубокая антигосударственная работа", – пояснил Накануне.RU эксперт.