Ксензов: Мы завтра же можем в течение нескольких минут заблокировать Twitter или Facebook в России
Замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов рассказал, как с 1 августа будут контролировать блогеров, которых новый закон практически приравнивает к СМИ - обязывает их проверять информацию, запрещает табуированную лексику, разрешает размещение рекламы. Отличие сохранится в том, что блогеров не обязаны аккредитовывать на мероприятия, отвечать на их запросы, а ответственность блогер будет нести персонально, тогда как ответственность за деятельность журналиста несет редакция. Отметим, что, по мнению Ксензова, действие распространится и на тех популярных российских блогеров, которые живут за границей.
Известия пишут, что финансирование отдельной службы для контроля за блогерами закон не предусматривает, Роскомнадзору придется изыскивать ресурс внутри своей структуры.
О том, как будет организовываться работа с другими участниками процесса, Ксензов намерен поговорить на днях. "В ближайшие дни состоится расширенная встреча, где мы намерены собрать наш интернет-авангард — "Яндекс", Google, ЖЖ, Mail.ru и других крупных игроков. Также приглашены Facebook и Twitter", - поделился он. По словам Ксензова, представительство Google, например, ведет двойную игру - когда речь идет о получении прибыли в России у представительства есть необходимые полномочия, когда о законе - все "стрелки" переводятся на заокеанских начальников. У Facebook нет представительства в России, но представители соцсети, работающие с российским направлением, по мнению Ксензова, более мотивированы на сотрудничество, нежели сотрудники Google.
"Twitter — сугубо американская компания, они вообще не имеют зарубежных представительств. Вроде бы у них есть планы открыть представительство в Дублине — но не в целях развития бизнеса, а в стремлении к более комфортному налогообложению. Это говорит о том, что Twitter плохо ориентирован на конкретную аудиторию тех стран, где они работают. Их мало интересуют локальные рынки. Они используют пользователей как инструмент политики. Я не имею в виду коммерческую политику. Я говорю о продвижении своих корпоративных интересов и интересов того государства, в юрисдикции которого они существуют. И в этом их важное, на мой взгляд, отличие от Google. Google в большей мере соответствует определению транснациональной корпорации, корпоративные интересы которой преобладают над интересами отдельно взятых государств. Ведь капитализация Google на сегодня вполне сравнима с бюджетом достаточно серьезной по размеру экономики страны. Google реализует большое количество коммерческих и гуманитарных проектов, ориентированных на локальную аудиторию. Но в плане взаимодействия с государственными органами в каждой конкретной стране Google бывает гибким только тогда, когда гибкость приносит больше выгоды, чем принципиальность", - поделился Ксензов.
"Facebook и YouTube к нам прислушиваются и периодически удаляют незаконный контент. По отдельным материалам мы, случается, получаем отказ их удалить. Тогда акцент в переговорах смещается в сторону ограничения доступа к таким материалам на территории России самой площадкой. Twitter в большинстве случаев удалять противоправную информацию категорически отказывается. Много экстремистского контента распространяется как раз в этой сети. Один из немногих аккаунтов, удаления которого нам удалось добиться, публиковал чудовищные вещи. Он велся на русском языке, там размещалась информация о Сирии с фотографиями казненных людей, с призывами к свержению действующего политического режима и уничтожению капитализма как системы. Иногда те вещи, которые универсально квалифицируются международным сообществом как нечто абсолютно неприемлемое, например пропаганда терроризма, свободно распространяются американскими интернет-компаниями. Это невозможно объяснить с позиций свободы слова", - рассказал замглавы Роскомнадзора.
По его словам, сотрудник Twitter, отвечающий за взаимодействие с другими странами, — бывший советник министра энергетики США.
"У меня есть стойкое ощущение, что Twitter — это глобальный инструмент продвижения политической информации", - поделился подозрениями Ксензов.
"Мы завтра же можем в течение нескольких минут заблокировать Twitter или Facebook в России. Мы не видим в этом больших рисков. Если в какой-то момент мы оценим, что последствия от "выключения" социальных сетей будут менее существенными по сравнению с тем вредом, который причиняет российскому обществу неконструктивная позиция руководства международных компаний, то мы сделаем то, что обязаны сделать по закону", - сказал Ксензов в завершение.