Эксперты связывают обыски в ТТУ с "транспортным вопросом". "Под удар" может попасть зам Якоба
Следственно-оперативные мероприятия, которые с утра проходят в екатеринбургском ТТУ и по месту жительства ряда сотрудников, наблюдатели и эксперты напрямую связывают с "транспортным вопросом". Силовики не спешат делать официальное заявление, известно лишь, что обыски проходят в рамках уголовного дела о хищении денежных средств путем обмана и пока оно бесфигурантное. Депутаты считают, что скорее всего проверки связаны с необоснованностью тарифа в 23 рубля, тем более, что народные избранники сами обращались в правоохранительные органы с просьбой провести проверку МУПов. Политологи отмечают, что в этом случае политика уходит на второй план, основной вопрос в установлении прозрачности деятельности транспортных предприятий, передает корреспондент Накануне.RU.
Как рассказал Накануне.RU депутат Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин, группа народных избранников уже обращалась в правоохранительные органы с просьбой проверить финансово-хозяйственную деятельность ТТУ. Причиной стало то, что данные, представленные в РЭК еще в 2012 году как обоснование тарифа в 23 рубля, вызывали серьезные сомнения.
"Мы это озвучивали открыто, в частности, вопросы по существенному раздуванию некоторых "прочих" расходов, не совмещенных с основной деятельностью. Как мы видим, в итоге появилось уголовное дело, в котором фигурирует оплата различных услуг консультационного характера, что и есть те самые "прочие" расходы. Все правильно, что это происходит, я только не понимаю, почему понадобилось 1,5 года с момента написания нашего обращения, вопрос мог быть поднят и раньше. Думаю, что это напрямую связано с нашими обращениями. Теперь главное, чтобы довели до конца. Посмотрим до чего это дойдет, у нас в последнее время много уголовных дел МУПов, но они находятся в каком-то подвешенном состоянии - "Водоканал", "Екатеринбургэнерго" и т.д", - сказал Ионин.
Он также отметил, что не стоит исключать и возможность проведения каких-либо следственных мероприятий и в других екатеринбургских транспортных МУПах - МОаП и метрополитен. "В принципе, политика у них единая, она координировалась администрацией Екатеринбурга, вполне возможно, что стиль ведения бизнеса у них примерно одинаковый", - уточнил депутат.
Существует предположение, что ниточки расследования могут дотянуться и до самого "серого дома". В частности, речь идет о профильных управлениях и комитетах, а также и о конкретных чиновниках. Так, "под удар" может попасть и замглавы администрации по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович. По крайней мере, наблюдатели такой версии развития событий не исключают.
"Не могу сказать, что это будет так, но предположения такие существуют. Не более того. Что будет дальше - посмотрим", - отметил в беседе с корреспондентом Накануне.RU политолог Анатолий Гагарин.
По его мнению, "маски-шоу" в ТТУ также связаны с пресловутым "транспортным вопросом", над которым не первый месяц ломают голову депутаты ЗакСО и Екатеринбургской городской думы.
"Скорее всего это связано с теми вопросами, которые возникают с начислением тарифов и отчетности по обслуживанию населения. Это вполне логичный и последовательный шаг, потому что нет ясности в том, как происходит начисление тарифов, и в том, как проходят средства. Все это звенья одной цепи, чтобы прояснить ситуацию, необходимо участие силовых структур", - пояснил Гагарин.
Напомним, "транспортный вопрос" на повестке в столице Урала держится уже на протяжении полугода. В Заксобрании по инициативе губернатора Свердловской области была создана специальная рабочая группа. Заседания проходили регулярно, однако, как правило, сводились к одному: представители "серого дома" требовали денег - 1,5 млрд. рублей - на погашение долгов транспортников, которые образовались за счет якобы невыполненных ранее обязательств со стороны области по компенсации проезда льготников. Вдобавок ко всему город не гнушался и "шантажом" с использованием всех возможных способов. Среди угроз были и отмена льготного проезда в городском транспорте, и повышение стоимости проезда до 50 руб., и сворачивание программ по капстрою и перераспределение этих средств на погашение долгов МУПов. Депутаты не раз просили предоставить финансовые документы и отчетность по предприятиям, но в полной мере этого так и не было сделано. Кроме того, много вопросов накопилось и к руководству МУПов. Не обошли стороной и вопрос доходов транспортников от рекламы - цифры были занижены в несколько раз. По итогам работы группы был выработан план действий по выходу предприятий из кризисного состояния и стабилизации их экономики. Область в свою очередь заявила, что готова дать деньги, при условии прозрачности и жесткого контроля их расходования.
В случае с обысками в ТТУ, по мнению наблюдателей, политика, хоть и присутствует, но ушла на второй план. "Политику можно найти в чем угодно, но в данном случае, главный вопрос - это все-таки установление прозрачности начисления тарифов и контроль за расходованием бюджетных средств. Это прямые обязанности депутатов, их требование вполне законно и соответствующие следственные структуры проводят эти действия в рамках процессуального кодекса. Политика здесь уже играет не первую роль. Если кто-то из этого делает политические выводы, то это особенность политической деятельности - везде видеть возможность для решения своих собственных задач. Все зависит от результатов этого исследования", - подытожил Гагарин.