"Имейте ввиду, что чтиво не для слабонервных", - Счетная палата Свердловской области обнародовала итоги проверки КРСУ
Счетная палата Свердловской области обнародовала результаты проверки Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ). Результаты оказались шокирующими: Корпорация фактически "выкинула на ветер" более 2,6 млрд бюджетных рублей, а результаты реализуемых инвестпроектов в соответствии с установленными сроками и целями не достигнуты. Более того, все "дочки" компании - фактические банкроты. Информацию о готовом отчете на своей странице в "Фэйсбук" разместил депутат ЗакСО Евгений Артюх, сопроводив комментарием "Читайте, но имейте ввиду ,что чтиво не для слабонервных". Подробности "финансового краха" КРСУ - в материале Накануне.RU.
Отчет опубликован на официальном сайте областной Счетной палаты. Согласно документу, деятельность корпорации проверялась за период 2010-2013 гг. Сами надзорные мероприятия проводились с марта по июль этого года.
Напомним, корпорация была создана в июне 2008 года указом губернатора Свердловской области. Доля участия региона в уставном капитале КРСУ на этапе создания составляла 100%. Размер уставного капитала был определен в размере 5 млрд руб. с его увеличением до 20 млрд руб в 2009-2011 гг. и уменьшением доли участия Свердловской области в уставном капитале в этот же период до уровня не менее чем 50%.
По итогам проверки оказалось, что частные инвестиции в уставный капитал корпорации за все время ее функционирования не привлекались. Это отсутствие сказалось на обеспеченности и достаточности оборотных средств по реализации проектов и покрытию текущих обязательств компании. Более того, КРСУ по-прежнему на 100% принадлежит Свердловской области в лице МУГИСО.
Согласно отчету аудиторов, нашлись "промахи" и у самого министерства. Так, программы управления госсобственностью области и приватизации госимущества за период с 2010 по 2013 принимались с нарушением Постановления правительства.
"При отсутствии конкретных целей, расчетов, требуемых для реализации мероприятий объема финансирования и социально-экономического эффекта, прогнозов финансовых результатов и прибыльности, с учетом конкуренции в соответствующих отраслях, принятые управленческие решения по участию в деятельности корпорации привели к отсутствию реализации проектов и к получению значительных убытков", - говорится в отчете областной Счетной палаты.
Кроме того, по данным СП, в нарушение Бюджетного кодекса РФ в 2010 и 2011 годах не заключались договоры об участии Свердловской области в собственности КРСУ. Соответственно, не устанавливались цели предоставления бюджетных инвестиций на соответствующий период, обязательства корпорации по их использованию, сроки реализации инвестиционных проектов, порядок и сроки предоставления отчетности об использовании бюджетных средств.
Согласно выводам экспертов, в нарушение требований Программы управления госсобственностью на 2013 год в договоре об участии
Свердловской области в собственности КРСУ и вовсе отсутствуют показатели, характеризующие финансовую устойчивость, долговую нагрузку и экономическую эффективность деятельности предприятия. Их отсутствие, в свою очередь, увеличивает риски недостижения конечного результата – реализации проекта, связанные с возможностью отвлечения средств на покрытие текущих расходов, ввиду недостаточности оборотных средств или убыточности деятельности общества - что в конечном итоге и произошло.
Как оказалось, отсутствовала и стратегия развития корпорации, как на краткосрочный, так и долгосрочный периоды. Согласно отчету СП, это привело к принятию необоснованных решений по управлению активами и участию компании в заведомо убыточных проектах. Помимо этого, говорится в отчете, компанией не регламентировалась проектная деятельность (не установлены этапы, порядки, процедуры и пр.), отсутствовали плановые проектные документы (концепции, бизнес-планы, программы реализации и др.), фиксирующие цели и задачи, сроки реализации, плановые экономические показатели, ответственных лиц по реализуемым инвестиционным проектам.
По данным Счетной палаты, еще одним нарушением со стороны КРСУ стало то, что корпорация не организовала действенный контроль, и мониторинг деятельности дочерних компаний. В результате этого, в настоящее время "дочки" КРСУ фактически банкроты.
"Финансово-экономическое состояние дочерних обществ характеризуется низкой обеспеченностью собственными средствами,
существенной зависимостью от заемных средств, неудовлетворительностью состояния платежеспособности, существенным риском формирования дополнительных резервов по обесцениванию активов, что приведет к необходимости принятия решения об уменьшении уставных капиталов или ликвидации дочерних обществ (ОАО "УВЦ", ОАО "ЦМС", ОАО "ВСМ-2", ОАО "РВУ", ООО "УКС"), а также необходимости привлечения дополнительных средств (в том числе заемных) на реализацию незавершенных проектов в общей сумме 1 млрд 948 млн 266,9 тыс. руб. (ОАО "УВЦ", ОАО "ЦМС")", - говорится в документе.
Финансовое состояние КРСУ в настоящее время и правда неутешительно: по мнению экспертов, на должном уровне не был обеспечен контроль деятельности корпорации. Это привело к значительным потерям бюджетных средств в размере более 1,35 млрд руб. (26,1% от общей суммы бюджетных инвестиций и 18,9% от уставного капитала), инвестированных в общество. Именно это и привело в конечном итоге к отрицательным финансовым результатам деятельности всех дочерних компаний КРСУ.
"Учитывая, что в ходе проверки не проводилась инвентаризация активов, обязательств корпорации и ее дочерних обществ, присутствуют высокие риски наличия фактически накопленных убытков в большем размере, чем установлено в ходе контрольного мероприятия (более 1,63 млрд руб). Бюджетные инвестиции в размере 2 млрд 637 млн 644,8 тыс. руб. использованы неэффективно, так как не достигнуты результаты реализуемых инвестиционных проектов в соответствии с установленными сроками и целями", - приходят к неутешительному выводу аудиторы.
Что касается "Кольцово" и исков компаний "Русрегионбизнес" и "Гринлайн" о присуждении им пакета в 25% акций, то и тут выяснились любопытные детали. Так как сделки совершены, каждая в отдельности, на сумму менее 25% от стоимости активов компании, то формально не требовали одобрения, но противоречили принятым решениям советов директоров, то есть генеральный директор злоупотребил полномочиями, приняв решение вопреки законным интересам корпорации, сказано в отчете.
Стоит отметить, что нашелся и положительный пример в деятельности КРСУ, правда, всего один. Им стало участие компании в реализации строительства госпиталя восстановительных инновационных технологий, которое в условиях недофинансирования проекта и отсутствия созданного совместного предприятия с долей участия в уставном капитале Свердловской области, опосредованно через корпорацию привело к созданию и последующему вводу в эксплуатацию важного социального объекта.