Санкции не повлияют на проект "Ямал СПГ", но укажут "на выход" американскому нефтесервису в России
Введение новых санкций США в отношении российских нефтегазовых компаний в отрасли ускорит процесс развития отечественного нефтесервиса. Вашингтон запретил американским компаниям работать с "Роснефтью", а значит, под удар попадут монополисты российских сервисных услуг – Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton, захватившие прибыльный бизнес, от которого когда-то отказались крупнейшие предприятия ТЭКа.
В то же время, введение запретов в отношении НОВАТЭКа никак не скажется на основном проекте компании – строительстве завода "Ямал СПГ", говорят эксперты: компания не сотрудничает с американцами. Таким образом, "эффект бумеранга", о котором говорил президент Владимир Путин, американские резиденты почувствуют на себе.
"Санкции запрещают российским компаниям работать на американском рынке, и наоборот, американцам вкладываться в российские проекты. Что касается работы на американском рынке, у "Роснефти" есть один совместный проект с Exxon Mobil по труднодоступной нефти. Но он имиджевый - в свое время мы пускали иностранцев только в обмен на наши доли в зарубежных проектах. Поэтому "Роснефть" взялась за него, чтобы доказать, что пускает американцев в Карское море не просто так. У НОВАТЭКа вообще нет бизнеса в Соединенных Штатах и поставки СПГ с Ямала в Америку невозможны – США сами собираются быть экспортерами газа. Что касается положения в России, для "Роснефти" это действительно неприятная история. Во-первых, обвисает часть арктической программы, потому что, судя по всему, Exxon Mobil будут заставлять уйти из проектов трех блоков в Карском море. Во-вторых, я думаю, будут оказывать серьезное давление на BP, потому что это крупный акционер "Роснефти", а у BP, в свою очередь, есть американские акционеры. В-третьих, возникают проблемы с американскими сервисными компаниями, потому что они занимают весь наш рынок нефтесервиса: Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton – что с ними делать?" - рассказал Накануне.RU директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов.
Напомним, ранее о необходимости прописать нефтесервис в России говорила губернатор ХМАО Наталья Комарова, вопрос был поднят на выездном совещании комитета Совета Федерации РФ в Тюмени.
"Сегодня на рынке нефтегазосервисных услуг сложилась нездоровая монополия западных корпораций, которая прогнозируемо усилилась с вступлением России в ВТО. Такие компании диктуют цены, выдавливают отечественных производителей, экономят на российском персонале, ограничивают доступ к технологиям, нередко действуют с оффшорных территорий. Если в США и Китае почти 100% нефтегазосервисного рынка принадлежит местным компаниям, у нас в России - свыше 65% - это иностранные компании. В текущих внешнеполитических условиях это чрезмерно высокие риски и даже угроза национальной безопасности", - сказала губернатор, отметив, что 65% рынка заняты западными компаниями.
Расходы на сервисные работы: бурение эксплуатационных и разведочных скважин, геофизика, сейсмические исследования, строительство инфраструктуры, исследование пласта, ремонт нефтепромыслового оборудования составляют до 70% стоимости нефтедобычи. В этой же сфере сосредоточены инновационные разработки для ТЭКа. Но ни российская экономика, ни наука сейчас не получают от открытия новых месторождений и бурения скважин той выгоды, какую могли бы.
По этой причине Константин Симонов не исключает, что американский бизнес будет пытаться найти лазейки и оспорить санкции. На это надеется и вице-президент "Роснефти" Михаил Леонтьев. В беседе с корреспондентом Накануне.RU он сообщил: руководство Exxon Mobil заявило, что считает санкции контрпродуктивными и активно лоббирует свою позицию в Вашингтоне.
"Обычно американские санкции против коммерческих структур носят характер крайне расплывчатый, что позволяет их произвольное толкование, а по-русски говоря, произвол. В этом и есть цель расплывчатости. Это относится, скорее всего, не к нашей компании, а к нашим западным партнерам, которые не должны четко знать, за что их могут наказывать. Тогда их можно шантажировать, давить и требовать того или иного поведения, исходя из трактовки их действий. Это обычная практика. Я не говорю о том, как выглядят нынешние санкции, но практика обычная. Сейчас будет достаточно тонкая юридическая работа с нашими партнерами. Как нам объяснили наши партнеры, речь не идет о действующих проектах и контрактах. Препятствий для того, что уже делается, нет. В рамках этих проектов вся наша деятельность будет продолжаться. Есть попытка затормозить расширение деятельности в будущем", - рассказал Леонтьев Накануне.RU.
По его словам, выгоду от сотрудничества с "Роснефтью" не захотят упускать и акционеры компании BP. Российский актив обеспечивает прирост запасов и влияет на капитализацию компании.
"Прирост запасов BP показывает исключительно за счет того, что она записывает в свои активы наши приросты и наши запасы, в проценте, соотносимом с пакетом акций, находящимся в их владении. Когда мы говорим о сотрудничестве с нашими западными партнерами, надо понимать, что это сотрудничество для них премиально. Что, например, допуск к работам на российском шельфе дает компаниям колоссальные перспективы и повышает капитализацию за счет тех же запасов – это уникальная опция, ее нельзя поменять ни на какую другую", - сказал Леонтьев, отметив, что покуда закон и действия властей будут разрешать работу с "Роснефтью", западные партнеры не откажутся от сотрудничества.
"Санкции становятся привычным инструментом межстрановой и корпоративной конкуренции. С этой точки зрения все политические конфликты и чье-то там позиционирование в этих конфликтах является поводом для того, чтобы диктовать условия и решать свои коммерческие интересы. Это неприемлемая практика, и главное, что она действительно вредоносная", - считает Леонтьев.