Ракетный эшелон "Молодец" возвращается на боевое дежурство
Последний ракетный эшелон распилили на гвозди почти десять лет назад, но, к ужасу заокеанских военных стратегов, он возвращается, передает телеканал "Звезда".
Недавно 4-й ЦНИИ головной "по тарелочкам" в Минобороны - успешно отчитался по теме "Молодец", проведенной, как сказано, "в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования".
И потому сегодня - самое время вспомнить о драматичной судьбе "Молодца"…
КАК ЕГО УНИЧТОЖИЛИ
"Вы должны уничтожить ракетные поезда" - таким было категорическое условие американцев при подписании Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. И в 1993 году Ельцин пошел на это к неописуемой радости Пентагона: янки поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных ракет и даже предоставили для этого новейшую разделочную линию. Попутно утешая нас: дескать, на смену железнодорожному "Молодцу" придет автомобильный "Тополь".
Вот только первый несет десять боеголовок, а второй - одну…
Ошибку осознали, но было поздно: договор запрещал разработку новых ракетных комплексов этого типа. Ограничения сняли лишь после подписания СНВ-3: советники Обамы решили, что воспрять из пепла России уже не под силу, ведь советские БЖРК (боевые железнодорожные ракетные комплексы) делались на Украине.
Можно представить состояние заокеанских стратегов, когда они узнали о возвращении "Молодца"…
КАК ОН УСТРОЕН
С виду обычный состав, который тащат три тепловоза. Обычные почтово-багажные и рефрижераторные вагоны. Но в семи из них - командная секция ракетного полка (пункт управления, узел связи, дизель-электростанция, общежития офицеров и солдат, столовая, мастерская-аппаратная). А в девяти - пусковые модули с "молодцами". Каждый модуль - из трех вагонов: командный пункт, пусковая установка с ракетой, технологическое оборудование. Ну и вагон-цистерна с горючим…
Тысячи подобных составов с почтой и мороженой рыбой бегали по одной шестой части суши. И только очень наблюдательный глаз мог заметить, что у вагонов-"рефов" с ракетами не четырехколесные, как обычно, а восьмиколесные тележки. Вес-то немаленький - почти 150 тонн, хотя на бортах надпись "для легких грузов". А три тепловоза - чтобы в случае необходимости растащить пусковые модули в разные концы необъятной державы…
КАК ОН ДЕЙСТВОВАЛ
Ракетные поезда ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем отстаивались на специально оборудованных позициях - их до сих пор можно увидеть то здесь, то там: заброшенные, непонятные ответвления в никуда, а на столбах - датчики определения координат, похожие на бочонки. Без которых быстрый старт ракеты невозможен...
Состав останавливался, специальные устройства отводили в сторону контактный провод, крыша вагона откидывалась - и из чрева "рефрижератора" вылетал "молодец" весом 104,5 тонны. Не сразу, только на 50-метровой высоте запускался маршевый двигатель первой ракетной ступени - чтобы огненная струя не ударила по пусковому комплексу и не спалила рельсы. Этот поезд в огне…
На все про все уходило меньше двух минут.
Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23УТТХ забрасывала 10 боевых блоков мощностью 430 тысяч тонн каждая на дальность 10 100 км. И со средним отклонением от цели 150 метров. Она обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва и была способна самостоятельно восстанавливать информацию в своем электронном "мозгу" после него…
Но больше всего американцев раздражало не это. А просторы нашей земли.
КАК ОН ПОБЕЖДАЛ
Таких поездов было двенадцать. Читай: 36 ракет и соответственно 360 боевых блоков под Костромой, Пермью и в Красноярском крае. "Молодцы" составляли основу группировки ответного удара, постоянно перемещаясь в радиусе 1500 км от точки базирования. И поскольку они не отличались от обычных составов, то, выезжая на железнодорожную магистраль, попросту исчезали для разведки противника.
А ведь за сутки такой состав мог отмахать до 1000 километров!
Это-то и бесило американцев. Моделирование показало: даже удар двух сотен ракет "Минитмен" или МХ (суммарно 2000 боевых блоков) может вывести из строя всего лишь 10% "молодцев". Чтобы держать под контролем остальные 90%, пришлось привлечь дополнительно до 18 спутников разведки. И содержание такой группировки в конце концов превысило стоимость "Молодцев"…
Как тут не расстроишься?
Американцы пытались создать нечто подобное. Но потерпели технический крах. Зато безоговорочно обыграли советскую миролюбивую политику: в июле 1991 года им неожиданно помог Горбачев, согласившись на подписание договора СНВ-1. И наши "Молодцы" прекратили боевое дежурство на магистралях страны. А вскоре покатили в последний путь к ближайшим мартенам…
По мнению экспертов, появление нового "Молодца" можно ожидать уже в 2019 году.