Сибирские ученые представили новый масштабный проект - разработки можно использовать в космических кораблях и на тюменском севере
Сибирские ученые совместно с РЖД представили свой масштабный проект по повышению безопасности на транспорте, энергетике и в промышленности, в рамках которого презентовали целое семейство новых измерительных приборов.
Как сообщили корреспонденту Накануне.RU в пресс-службе Сибирского отделения наук, проект получил "длинное, но точное название": "Разработка научных основ, создание и внедрение оптико-информационных методов, систем и технологий бесконтактной диагностики динамических процессов для повышения эффективности и безопасности в энергетике, промышленности и на транспорте".
С помощью методов оптической бесконтактной диагностики сибирские ученые предлагают искать новые способы управления аэродинамическими характеристиками летательных аппаратов и снижения расхода топлива и создания инновационных энергетических технологий.
"Важнейшим условием развития таких исследований является метрологическое обеспечение экспериментов средствами невозмущающих измерений и контроля. Их ключевой элемент - современные решения на основе оптико-информационных технологий, обеспечивающие точность, надежность и простоту применения таких систем", - отмечается в пресс-релизе.
Над сложным междисциплинарным проектом трудятся сразу несколько коллективов исследователей из нескольких институтов СО РАН, а также ОАО "Российские железные дороги" и нескольких инновационных компаний. Ученые представили общественности целое семейство новых и модифицированных измерительных приборов. Так, для проекта используется сразу несколько измерительных систем, созданных в России: различные модификации оптико-измерительных приборов "ПОЛИС" и семейство лазерных доплеровских систем диагностики многофазных потоков "ЛАД-0**"
Первые уже активно применяются в энергетике. Ученые поделились, что у них уже есть конкретный заказ по открытой тематике, где их прибор используется для моделирования потока теплоносителя в реакторной установке перспективного космического корабля. "ЛАД-0**" активно используются в металлургии.
"Созданные системы используются для учета и технологического контроля горячего и холодного проката в металлургии, имеют класс точности до тысячных долей процента в условиях горячих цехов. Затраты на их внедрение на крупнейших предприятиях отрасли окупались буквально за несколько дней использования, а созданные технологии непрерывно и успешно работают в металлургическом производстве России более 20 лет", - отмечают в СО РАН.
Оптико-электронную систему дистанционной диагностики "Корвет" предложили использовать для установки на газовых "факелах" на Тюменском севере.
"Традиционный подход, основанный на анализе концентраций уходящих в общем потоке дымовых газов, не позволяет определить, какая горелка работает нормально, а какая стала проявлять излишнюю "прожорливость" или наоборот, испытывает недостаток топлива. В последнем случае в большом количестве образуются окислы азота, а это приводит к резкому ухудшению экологической обстановки", - отмечают в СО РАН.
Фотоэлектронные "Корветы" за доли секунды фиксируют изменения спектра и частоты пульсаций пламени. Регистрируемая информация позволяет определять особенности работы каждой из находящихся в поле зрения датчика горелок и осуществлять дистанционный контроль процесса горения с односторонним и двухсторонним расположением факелов. Это возможно как в основном, так и переходных (розжиг, затухание) режимах.
В СО РАН отмечают, что первые образцы системы диагностики успешно прошли испытания и опытную эксплуатацию на Уренгойской ГРЭС, а затем созданная аппаратура была внедрена на предприятиях топливно-энергетического комплекса и в научно-исследовательских институтах, начиная от такого гиганта энергетики, как Сургутская ГРЭС-1, и до тепловой станции Академгородка ТС 1 (в рамках программы "Энергосбережение СО РАН").