Дума ХМАО предложила обложить налогом сверхприбыли нефтяников. Инициатива будет направлена в Госдуму
Очередные изменения в Налоговый кодекс РФ будут инициированы представителями нефтяного севера России. Югорские депутаты ратуют за поправки, которые позволят нефтяным добывающим компаниям перейти от НДПИ к налогу на финансовый результат. Губернатор Югры Наталья Комарова недавно обсуждала эту идею с представителями Минэнерго, фонда "Сколково" и нефтяных компаний, участники совещания согласились, что налог на добавленный доход (НДД) будет стимулировать нефтяников к промышленной разработке месторождений. Предыдущую налоговую инициативу – обнуление ставки НДПИ для добычи "трудной" нефти – Наталья Комарова лично доносила до Владимира Путина. На этот раз губернатор заручилась помощью депутатов, которые заинтересованы в увеличении доходов дефицитного бюджета автономии, передает корреспондент Накануне. RU.
Действующая налоговая схема состоит из НДПИ и вывозной таможенной пошлины при экспорте нефти, обеспечивающих изъятие в пользу государства суммы около 85% от прироста цены на нефть. Система ориентирована на изъятие выручки компаний, а не на обложение конечного финансового результата. Сегодня депутаты отметили, что система, сформированная в 2002 г., не имеет аналогов в мире и была введена как временная мера до перехода к налогообложению деятельности по добыче нефти с помощью налога на финансовый результат. На сегодняшний день месторождения истощаются и добывать оставшиеся в них запасы становится все дороже, по этой причине налоговая схема делает добычу нерентабельной.
"Это приводит к тому, что примерно 30-40% поставленных на государственный баланс извлекаемых запасов нефти, то есть запасов, которые технологически можно извлечь, не будут вовлечены в разработку по причине их полной убыточности в действующей системе налогообложения. При этом в сегодняшней налоговой системе учитывается некий среднеотраслевой уровень затрат, а высокорентабельные запасы нефти имеют относительно низкую налоговую нагрузку и государство изымает ренту с таких активов не в полной мере", - привели аргументы депутаты.
Подтверждением является практически ежегодное введение или пересмотр точечных налоговых льгот в отношении деятельности по добыче нефти: льготы для шельфовых проектов, одиннадцать региональных налоговых льгот, ранжирование ставок НДПИ в зависимости от типа нефти, льготы по вывозной таможенной пошлине. Всего депутаты насчитали пять глобальных изменений налогового режима, последний из которых под названием "налоговый маневр" вступит в силу с 2015 г., а также семь, считая с 2008 г., существенных изменений порядка расчета налогов и налоговых ставок.
Другой минус системы – ее неустойчивость к изменениям цен и курсу рубля. На состоявшемся в Югре совещании директор энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григорий Выгон отметил, что эффективность действующих налоговых преференций при падении цен на нефть уже не столь очевидна.
"Нам нужна эффективная система, которая вовлечет в разработку не вовлекаемые сегодня запасы. Введение этой системы позволит стабилизировать ситуацию, сделать рентабельным бурение, геологотехнические мероприятия, поддержать уровень добычи. На самом деле ситуация такова, что добыча нефти в России может начать падать уже со следующего года. Мы оцениваем, что, в условиях сохранения внешних санкций, падение добычи может составить до 70 млн т к 2020 г. Это может произойти и за счет того, что мы снизим эффективность и объемы горизонтального бурения, ГРП. В России есть свои технологии, но мы немножко отстаем в эффективности, и заместить эти объемы будет достаточно сложно. С падением добычи будут снижаться доходы бюджета, поэтому основная цель введения вот этого нового налога заключается в том, чтобы поддержать и увеличить добычу, реализовать тот добычной потенциал, который в России есть", – сказал Григорий Выгон.
Переход на налогообложение финансового результата при добыче нефти, по мнению разработчиков, позволит изымать в доход государства дополнительно сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, которые в условиях действующей системы имеют относительно низкий уровень налогообложения. Кроме того, будет обеспечиваться рентабельность разработки месторождений, находящихся на поздних стадиях добычи, а также трудноизвлекаемых запасов и запасов, не обеспеченных инфраструктурой. На заседании думы озвучили данные генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 г.: на госбаланс поставлено 22 млрд т запасов, в действующей системе налогообложения экономически извлекаемыми являются только порядка 11,3 млрд т, а при переходе на НДД цифра может увеличиться еще на 6 млрд т. Помимо этого, при новой схеме будет возможно учитывать изменение цен на нефть на мировых рынках, а также другие макроэкономические показатели.
Проектом закона предлагается на первоначальном этапе перевести на НДД небольшое количество месторождений – пилотные проекты "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза", ЛУКОЙЛа и Салым Петролеум Девелопмент. Эти проекты от НДПИ перейдут на НДД, остальные налоги не изменятся. Механизм следующий: налоговая ставка в отношении прибыли, полученной от реализации нефти, устанавливается в размере 60%, при этом налог на прибыль от реализации добытой нефти подлежит зачислению в доход федерального бюджета по ставке 48% и по ставке 12% в доход бюджетов субъектов РФ. Таким образом, прибыль, полученная от реализации нефти, добытой в рамках "пилотных" проектов, будет облагаться дважды: по ставке 60% налогом на прибыль от реализации добытой нефти и по ставке 20% налогом на прибыль организаций.
Заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов отмечал, что необходимость пилотного тестирования такого алгоритма есть. При уровне добычи примерно 523-526 млн тонн, ожидаемых в этом году, важно, чтобы система налогообложения, действующая в стране, не была подвергнута каким-либо существенным отклонениям.
"Исходя из этого, мы предлагаем определить те проекты, те месторождения, которые могут перейти на новую систему налогообложения. При этом объемы их добычи не будут существенными для общих показателей отрасли. В нашем понимании, это общий объем годовой добычи примерно до 5 млн тонн. В нашем смысле это все нефтяные компании, которые вовлечены в такую разработку. Сейчас все компании готовят свои предложения. Некоторые уже сформулировали подходы, некоторые сейчас над этим работают", - сказал он во время визита в Югру.
После апробации налога на прибыль от реализации добытой нефти планируется распространить новый налог в целом на нефтедобывающую отрасль. Депутаты сегодня проголосовали за законопроект, теперь он будет направлен в Государственную думу.