Быть или не быть сурьмяному производству? В Дегтярске схлестнулись бизнес, политика и экологи
Строительство сурьмяной компании в Дегтярске привело жителей города в ужас, депутатов порадовало возможностью развиваться и привлекать инвестиции, а самим владельцам выпало на долю доказывать законность возведения предприятия. На протяжении двух лет место для строительства пустует из-за многочисленных проверок, при этом компания платит большие налоги. По просьбам инициативных граждан, за полтора года ''Национальную сурьмяную компанию'' проверяли 45 раз. Полуторамиллионное население рискует остаться без воды и дышать ядовитыми выбросами. По крайней мере, такого мнения придерживаются экологи и местные активисты. О плюсах и минусах строительства в материале Накануне.RU.
Как рассказал Накануне.RU генеральный директор ООО "Национальная Сурьмяная Компания" Александр Лапин, им часто приходится сталкиваться с тем, что люди ставят под сомнение подлинность документов госэкспертизы.
''На самом деле, в 2013 году федеральная Главгосэкспертиза и не могла выдать положительную резолюцию на наш проект. Ведь на тот момент отсутствовал один из ключевых документов – ''добро'' от Роспотребнадзора. Мы терпеливо ждали до декабря 2013 года, пока Роспотребнадзор полностью и досконально проверит наш проект и убедится, что никаких угроз окружающей среде наш завод не может причинить в принципе,''- поясняет Лапин.
Стоит отметить, что Александр Лапин в утверждении о подлинности документов опирается на главное заключение Главгосэкспертизы - последней инстанции, которая решает судьбу возведения того или иного предприятия.
Лапин утверждает, что ''такие'' документы сфальсифицировать невозможно.
''Заключение высшего, можно сказать, уровня экспертизы в России – это документ, на котором ставят подписи 27 человек, на четырех листах подписи, причем это все подписи начальников отделов и направлений. То есть за каждой подписью работа целого отдела, который нас проверял по всем возможным параметрам. Подделать такой документ нереально в принципе. Заявления о "нестыковках" в вопросе по земельному участку также голословны. По поводу этих участков состоялись уже два суда. В сентябре вступили в силу решения, по которым использование участка на границе городского округа Дегтярск под строительство сурьмяного завода, было признано законным'', - подчеркивает он.
Самым трагичным вопросом в истории строительства сурьмяного предприятия для жителей Дегтярска и Екатеринбурга остается вопрос выброса вредных веществ в атмосферу. Однако на это у руководства НСК тоже есть ответ.
''Люди, которые называют себя экологическими активистами, каждый раз умалчивают важный факт. Проект нашего завода не предусматривает ни забор воды из рек, ни сброс каких-либо веществ в почву или воду. Вся вода, которая используется в производственном цикле, берется из дождевой и снеговой воды, которую мы будем собирать на участке с помощью специальной системы жестких покрытий. Они у нас закроют всю поверхность производственной площадки. Дождевая вода сначала пройдет наши внутренние очистные сооружения, потом поступит в технологический цикл, и будет в нем обращаться. Единственный сток, который пойдет с нашей территории – это бытовые стоки: из столовой, душевых и т.д.''- заявляет Александр Лапин.
''Газоочистительная система спроектирована в Германии на предприятиях Steuler и Luehr Filter, которые уже почти 100 лет являются лидерами в этом направлении. К примеру, аналогичные предприятия по переработке сурьмы, оснащенные такими системами, работают в Европе. Во Франции, в Бельгии, в Голландии, в Германии, в Испании. В частности, сурьмяной завод находится в городе Барселона прямо рядом с жилым сектором. Такая же ситуация наблюдается в Канаде, в Бельгии'', - добавляет Александр Лапин.
Кроме того, руководство ''Национальной сурьмяной компании'' предоставило постановление правительства Свердловской области, об установлении границ и режима зон санитарной охраны в бассейне реки Чусовой. "Волчихинское водохранилище (водозабор города Екатеринбурга). Первый пояс - 200 метров во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени. Для водоподводящего канала - от Волчихинского водохранилища до шлюза регулятора N3 на расстоянии 50 метров в обе стороны от оси канала в пределах ограждения.Второй пояс - вся акватория Волчихинского водохранилища и боковая граница по правому и левому берегу водохранилища от уреза воды при нормальном подпорном уровне - 750 метров.Третий пояс - полностью совпадает со вторым поясом", - говорится в постановлении.
''Расстояние от нашей производственной площадки до Волчихинского водохранилища 6,5 километра", - добавляет Лапин.
Наперекор всем стараниям активистов помешать строительству предприятия, депутаты Дегтярска и Екатеринбурга выступают за эту идею. Причина как всегда кроется в деньгах, а завуалирована она в желание ''вернуть молодежь на родину''.
Как рассказал Накануне.RU депутат ЗакСО Евгений Артюх, он считает, что завод должен быть построен. "Вопрос стоит давно. Вопрос строительства сурьмяной компании поднимался еще при бывшем главе Дегтярска, Трофимове. На самом деле, для Дегтярска это в некотором смысле, вопрос жизни и смерти, потому что за годы изменений в экономике очень много людей уехало. Закрылись все предприятия, шахты, что-то надо делать. Сначала Трофимов это продвигал, потом пришел новый глава и разобравшись в ситуации тоже начал поддерживать. Есть заключения экспертов, что производство соответствует экологическим нормам. Я считаю, что здесь нужно найти разумный баланс между развитием территорий и занятостью населения и экологией. Вопрос строительства комбината снимать с повестки нельзя, потому что территорию нужно развивать, там должны работать люди. Я общался с новым главой города по этому поводу. Кроме того, указы президента Путина затрагивают не только социальные вопросы, но и экономические. Речь идет о создании технологичных рабочих мест. Но никто не отменяет экологический контроль. Думаю, что руководство сурьмяной компании должно выйти к населению и рассказать людям, о чем идет речь, что будет работа для всех. Думаю, что градус по этому вопросу спадет. Надо сказать спасибо местным властям, что они смогли привлечь это производство. Это очень хорошо", - подытожил депутат.
Как рассказал Накануне.RU заместитель руководителя администрации Дегтярска, Сергей Логиновских, город Дегтярск – это моногород, который не вошел в программу моногородов. ''Причем, это город, в котором действительно было одно предприятие. 20 лет происходила жуткая деградация. В городе было 27 тыс. человек, осталось 15 тыс. остальные уехали. Поэтому выход был один – развивать промышленные предприятия, которые бы стабилизировали, поэтому, конечно, администрация поддерживает,'' - поясняет Логиновских.
Депутат Дегтярска Светлана Игошина, прокомментировала ситуацию так: "Суд был по тем документам, которые были выданы предыдущим мэром Трофимовым. Почему тот участок, который возле его фермерского хозяйства, не было предложено выкупить по праву соседства. Решение было вынесено годом позже. Они вводят в заблуждение. Нужно настороженно вчитываться в их документы. Логиновских за строительство, потому что он не местный житель. Мы не против завода, но стройте его не в черте города. Строители не учитывают пьющий менталитет местного населения, который "нажмет не ту кнопку". Они предлагали свозить за границу, показать, как живут люди, однако когда Паслер ткнул пальцем и сказал: "Свозите и покажите", у них не хватило смелости''.
Существует еще одна догадка жителей ''опасной зоны'' о том, что хозяин сурьмяного предприятия живет на Кипре и его капитал находится в оффшоре, поэтому экология Дегтярска не особо его заботит.
В группе ВКонтакте ''Сурьмяной завод в Дегтярске. Угроза Екатеринбургу'' активист Даниэль Марголис пишет: ''Еще многие спрашивают: ''а хозяева предприятия будут пить какую-то другую воду и дышать другим воздухом?!" Резонный вопрос, но инвестор предприятия Симан Поваренкин живет на Кипре, так что его загрязнение города не коснется''.
Из собственных источников Накануне.RU стало известно, что Симан Поваренкин является президентом ООО "ГПМ Холдинг", уставной капитал которого составляет 1 млн рублей (учредители Гпм Раша Б.в., частная компания с ограниченной ответственностью (Нидерланды), 95%, и Карлоу Б.в., компания с ограниченной ответственностью (Нидерланды), 5%.). ГПМ занимается консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления.
На сайте НСК размещена официальная информация о том, что Симан Поваренкин действительно является бенефициаром ООО "НСК", но информация о том, что он якобы живет на Кипре и управляет активами через голландские компании не соответствует действительности.
"Симан Поваренкин живет и работает в Москве, подконтрольные ему компании зарегистрированы в России, в тех регионах, где они ведут свою операционную деятельность. Зарубежные подразделения и офисы ГПМ необходимы для представления интересов компании за рубежом и являются неотъемлемо частью бизнеса любой компании, работающей на международном рынке. Точно так же работают компании, в том числе со 100% государственным участием, занимающиеся поставками продукции нефтегазовой, металлургической промышленности, машиностроения и т.д.", - говорится на сайте компании.
Кроме того, необходимо отметить, что НСК зарегистрирована в Дегтярске и налоги платятся именно там. "В полном соответствии с государственной политикой по деоффшоризации экономики, компания ООО "НСК" зарегистрирована в России, Свердловской области, городе Дегтярске, где и платит налоги", - уточнил Александр Лапин. Сам генеральный директор и один из соучредителей ООО "НСК" Александр Лапин - уроженец и житель Ревды Свердловской области, работает в Дегтярске и, по совместительству, в Москве.