Обзор СМИ КНР: Китай строит "Новый шелковый путь" в Европу через Казахстан и Сербию в обход России?
Самым значимым внешнеполитическим событием в Китае после пекинского саммита стало "евразийское" турне премьера КНР Ли Кэцяна. За прошедшие несколько дней он посетил Таиланд в Юго-Восточной Азии, Казахстан в Центральной и Сербию в Восточной Европе. Формально, все эти три визита приурочены к разным поводам, так встреча в Астане проходила в рамках Шанхайской организации сотрудничества, а в Сербии действует необычный формат встречи глав КНР и стран Восточной и Центральной Европы.
Но такой широкий размах путешествий второго лица КНР за ограниченный срок, выбор посещённых стран, а также повестка дня в каждой из них, наводят на мысль, что это турне явилось не прихотью премьера и даже не случайным совпадением, а частью глобального плана по расширению влияния КНР в Евразии.
Авторы обзорного материала на портале ce.cn сходятся во мнении, что основной целью визита Ли Кэцяна в Астану было достижение договорённости о создании нового транспортного коридора из Азии в Европу. Китайский премьер заявил, что внутри КНР уже ведётся разработка бизнес- и логистических планов для работы в этом направлении.
Несколько дней назад Китай осуществил первую попытку торговых трансконтинентальных связей с Европой: поезд с китайскими товарами стартовал из города Иу на тихоокеанском побережье КНР и через территорию России и Белоруссии прибыл в Европу, где, в конечном итоге, достиг Испании. Сейчас ожидается его обратный рейс.
Пока что очевидно, что Китай заинтересован в альтернативном маршруте. Авторы обзора обращают внимание на то, что и на встречах в Сербии с руководителями восточноевропейских государств, вопрос транспортного сообщения заявлен как один из основных, наряду с инвестициями, энергетикой и торговлей.
Придерживаясь принципа "граница - это основа", Китай налаживает связи с соседями для дальнейшего проникновения через Таиланд в ЮВА и через Казахстан в Центральную Азию.
Интересно, что применительно к "Новому Шёлковому пути" (то есть, транспортному коридору через Казахстан) упомянут принцип "посылать уголь во время снегопада", то есть, речь идёт не только о торговле и транзите, но и о вероятной экономической помощи странам Центральной Азии со стороны КНР.
Китайские аналитики обращают внимание на обсуждение руководством КНР и Казахстана конкретных мер по двустороннему сотрудничеству в транспортной сфере. Достигнуты договорённости о сотрудничестве в сфере строительства автомобильных и железных дорог, а также трубопроводов.
Последней точкой турне премьер-министра станет Таиланд. В результате, Китай сможет создать транспортный коридор по принципу "Один пояс - одна дорога", наладить трансконтинентальное сообщение между ЮВА и Европой, укрепить своё влияние как региональной державы, при этом не присоединяясь ни к каким союзам.
Интересно, что для европейского саммита страной проведения выбрана Сербия, страна, ещё не вступившая в Евросоюз. Китайские авторы не заостряют внимание на этом вопросе, хотя и отмечают, что народы двух стран связывают давние дружественные связи, а Сербия и КНР всегда были союзниками.
Ли Кэцян заявил, что сотрудничество с Казахстаном будет способствовать росту китайского импорта в эту страну. А китайские экономисты назвали нынешние двусторонние договорённости образцовыми, сообщает газета "Гоцзи цзайсянь". Ускорение и всестороннее развитие китайско-казахстанского торогового партнёрства требует поиска новых точек роста и концепция "Торгового пояса нового Шёлкового пути" - очень правильная находка в этом отношении.
В последние несколько лет экономические связи между двумя государствами непрерывно развиваются в различных сферах, особенно в энергетической. Китай предоставляет Казахстану инвестиции, а также оборудование для тяжёлой промышленности. Таким образом, создана хорошая база для дальнейшего расширения торгового партнёрства, которое должно избавиться от энергетического перекоса и стать по настоящему всесторонним.
Отмечается, что ускорение китайско-казахстанского взаимодействия окажет значительное влияние на многие страны Центральной Азии и Ближнего Востока, а также на Россию, став, таким образом, примером для сотрудничества других государств с Китаем.
Павел Мартынов