В моем удивлении было всё, что есть хорошего, - ямальская писательница Анна Неркаги о выдвижении на Нобелевскую премию
Ямальская писательница, представительница кочующих народов Севера Анна Неркаги номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Такое решение принял коллектив кафедры русской литературы ХХ и ХХI веков Уральского федерального университета (УрФУ), передает корреспондент Накануне.RU.
Анна Неркаги написала пять книг: "Анико из рода Ного" (1976 г.), "Илир" (1979 г.), "Белый ягель" (1995 г.), "Молчащий (1996 г.). Последняя - "Мудрые изречения ненецкого народа" - была не так давно издана в Салехарде. Герои всех повестей –– кочевники народов Ямала, представительницей которых является и она сама.
По словам писательницы, через свои повести они передает мысли родного народа. "Из Тюмени (где Неркаги училась на геолога, - прим. Накануне.RU) я вернулась к своему маленькому народу и поняла, что ненцы, фактически, представляют собой монахов. Тундра – это монашеская обитель. И из этой обители эти маленькие люди, живущие по окраинам земли, через меня передали то, что они хотели бы сказать огромной массе людей, скопившейся в центре земли. Маленькие люди маленького Севера сказали слово только через меня", - рассказала Анна Неркаги корреспонденту Накануне.RU.
Известие о том, что о ее творчестве заговорили в столице Урала, а вскоре заговорят и во всем мире, искренне удивило писательницу. "У меня было два чувства: я была удивлена тем, что совершенно незнакомые мне люди сделали такой для себя вывод, в моем удивлении было всё, что есть хорошего, а также была не по-хорошему удивлена тому, что никто с Ямала не среагировал, хотя экземпляры этой книги были отправлены всем первым лицам и тем, кого я хорошо знала. То есть первое и самое главное мое чувство – это удивление, а потом потянулись и другие нарты – я обрадовалась, в глубине душе я склонила голову перед Быковым и перед всем коллективом, который меня обрадовал", - добавила Анна Павловна.
Кочевница призналась, что международное признание для нее не имеет большого значения. Куда ценнее для нее то, что хотя бы один человек в мире сможет "исцелиться" с помощью ее книг. "Пусть мою книжку читает хоть один человек в мире, но он ее принимает как лекарство, как целебный бальзам. Я представляю своего читателя, который принимает эту дозу, и его больная душа излечивается с каждым днем от того, что он прочитал одно изречение. Международное признание для меня не столь важно, сколь важно то, что я только что Вам сказала. Через некоторое время принял второе лекарство. Меня это больше радует, чем то, что будет международное признание", - призналась Неркаги.
Отметим, что писательство – не основное занятие Анны Неркаги. В Байдарацкой тундре (Приуральский район, ЯНАО) она создала национальную кочевую школы "Земля надежды", каждое лето там разворачивается детский православный палаточный лагерь. Главными в жизни для нее стали не книги, а дети. Анна стала приемной мамой для нескольких десятков брошенных в тундре сирот.
В том числе поэтому книги Неркаги появляются на свет спустя длительные перерывы в 15-17 лет. По ее словам, такое затишье связано с тем, что слово – это собственность Бога, и пользоваться ею нужно с осторожностью. "В течение 17 лет молчания я поняла, что слово – это собственность Бога, и его надо использовать по прямому назначению. Если использовать как оружие, то надо использовать как хирургический скальпель, чтобы вскрыть язву, которая должна выйти из человека. Мы сейчас с вами живем последние времена и очень важно, чтО будут делать, говорить и думать люди в предсмертные годы своего существования. Если раньше мы могли болтать, то сейчас у нас с вами не осталось времени на болтовню. Мы должны говорить только те слова, которые не будут потом использованы против нас. За всё, что мы сейчас скажем не так, а за сим последует не то, мы будем нести ответственность", - подчеркнула Неркаги.
Напомним, что из русских писателей лауреатами Нобелевской премии по литературе становились Иван Бунин (1933 г.), Борис Пастернак (1958 г.), Михаил Шолохов (1965 г.), Александр Солженицын (1970 г.) и Иосиф Бродский (1987 г.).