"В активном поиске". Челябинская область готова вернуться к назначению мэров
Челябинская область готовится принять поправки в региональный закон о выборах, согласно которым главы муниципалитетов будут предлагаться конкурсной комиссией и избираться депутатами местных парламентов. Отказ от двуглавой системы власти позволит избежать внутренних конфликтов, которые особо опасны в период экономического кризиса, считают эксперты.
Как передает корреспондент Накануне.RU, не ранее, как в октябре 2014 года депутаты Заксобрания региона одобрили введение института сити-менеджерства в большинстве городов области. Тогда эта модель получила положительную оценку местного парламента, о чем неоднократно заявлялось публично.
С поправками, недавно внесенными в федеральный закон о выборах, Южный Урал решил отказаться от двуглавия на местах. Ожидается, что глав в муниципалитетах Челябинской области будут выбирать по модели, когда конкурсная комиссия предлагает кандидатов, а депутаты делают выбор, кто их них будет руководить городом, иными словами, станет мэром с функциями сити-менеджера. Никакого контракта с главой заключаться не будет – его назначат на срок от двух до пяти лет. Однако появляется возможность отзыва главы, если в течение двух сроков полномочий депутатов не устраивает его работа. Выборы в большинстве муниципалитетов Челябинской области пройдут осенью 2015 года.
Депутат Заксобрания Константин Захаров сегодня сообщил, что до этого времени должны быть изменены уставы муниципальных образований. По его словам, досрочные отставки глав вряд ли возможны.
Когда регион переходил к двуглавой системе в муниципалитетах, ее активно поддерживали областные парламентарии. Теперь, спустя четыре месяца после внесения поправок, Захаров заявил, что "двуглавая система себя исчерпала". Следующий шаг – возврат к одноглавой системе, но не на условиях прямой выборности.
Депутат признал, что у муниципалитетов была возможность изменить уставы за четыре месяца, но немногие этим воспользовались. Более того, по словам Захарова, те, кто поменял уставы под двуглавие, делали это с нажимом. Между тем, официальная версия реформы звучала иначе – "двуглавая схема формирования муниципальной власти вводится по согласованию с территориями".
"Многие муниципалитеты были не согласны с реформой, критиковали ее, в результате в законодательство были внесены изменения. Идет поиск, пошаговое изменение", - пояснил Захаров.
Он считает, что двуглавая система конфликтна внутри себя.
"До разумных пределов это хорошо, если предполагает конкуренцию и плюрализм. Но зачастую это выливается в борьбу не мнений, а людей, тогда это плохо. В Челябинске такие вещи модерировались губернатором, была неназывная централизация власти", - пояснил Захаров.
Отметим, что двуглавая система власти на Южном Урале действует в Челябинске, Миассе и трех ЗАТО: Озерске, Трехгорном, Снежинске. Ожидалось, что она появится в Верхнем Уфалее, Златоусте, Карабаше, Копейске, Кыштыме, Локомотивном, Магнитогорске, Миассе, Озерске, Снежинске, Усть-Катаве, Чебаркуле и Южноуральске. Теперь региональный закон будет вновь переписан. Таким образом, Челябинск также может вернуться к единому мэру.
Депутат считает, что главы муниципалитетов должны быть профессиональными управленцами с определенным уровнем образования, лишь тогда население может рассчитывать на качественную власть. По его информации, иркутское Заксобрание выбрало иную модель: оно решило, что главы будут выбираться из числа депутатов.
"Глав из непрофессионального сообщества будут выбирать. Ладно, если у кого-то опыт будет, а если его никто не имеет?", - неоднозначно оценивает выбор коллег Захаров.
По его словам, в России МСУ всегда навязывалось сверху, а на Западе столетиями вырастало снизу. То есть, как считает Захаров, взращивание самоуправления нужно начинать не с системы выборов, а ответственности за собственные дома, подъезды, улицы, что сейчас идет в Челябинске, где каждый районный депутат закреплен за своими избирателями и должен решать их конкретные проблемы. Однако Захаров сделал поправку, что для всего этого нужны ресурсы, и проблема финансирования существует, но должна быть решена в скором времени.
Первый заместитель регионального исполкома "Единой России" Василий Зорин считает, что двуглавая модель власти не очень понятна избирателям – они не видят разницы между главой города (председателем городской думы) и главой администрации. В то же время, бюрократа и политика нужно разводить. По его словам, идеальной системы МСУ нет, поэтому нужно подумать, какая схема будет работать в Челябинске. Законодательство пластично, федеральный закон дает возможность выбрать.
"Реально сейчас в области люди свои надежды, что из кризиса выйдем без потерь, связывают с Дубровским (губернатор Челябинской области, - прим. Накануне.RU). Предлагаемая модель – это вызов для него. Люди будут голосовать за депутатов, понимая, что эти люди будут главу выбирать", - считает Зорин.
Политолог Андрей Лавров считает, что никакого местного самоуправления в России нет, а предлагаемые изменения предполагают "назначение мэра по согласованию". То есть, комиссия будет предлагать согласованных кандидатов, и это те самые "предложения, от которых нельзя отказаться". В период экономического кризиса эта модель уместна – тут не до демократии, считает эксперт.
"Это естественно и нормально. Путин нам предложил Дубровского. Мы согласились. Нет никакого развития вперед или назад, есть лишь необходимость приспосабливаться к текущей ситуации. Понятно, что везде руководит один человек, а где их два – начинается склока. К примеру, Миасс", - подытожил он.