"Не заказала, потому что нерентабельно": на Ямале в некоторых магазинах полностью исчезли картошка, капуста и яйца
На Ямале введены дифференцированные надбавки по зонам и ассортиментным группам товаров – мера, которую власти декларировали, как очередной этап сдерживания продовольственных цен. Соответствующие изменения будут закреплены постановлением правительства ЯНАО.
Документ поделил регион на две торговые зоны. Первая зона – населенные пункты с развитой транспортной и торговой инфраструктурой, вторая – прочие населенные пункты округа. Надбавки на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости установлены от 26 до 75% – в зависимости от конкретного наименования товара, особенностей транспортировки и условий хранения. Напомним, ранее правительство предписало торговым сетям устанавливать надбавки на товары первой необходимости не выше 15%.
В первую зону, как рассказали нашему агентству в правительстве округа, вошли Салехард, Надым, Тарко-Сале, Губкинский, поселки Уренгой, Харп, Тазовский, Аксарка, Газ-Сале. Во вторую зону вошли все прочие населенные пункты автономного округа (за исключением городов Лабытнанги, Ноябрьск, Муравленко, Новый Уренгой, которых не касаются ограничения, так как там развита транспортная схема).
Торговые надбавки будут зависеть, в том числе, от удаленности поселения, его транспортной доступности, распространенности розничной торговой сети. Они установлены на 24 вида продуктов. Минимальная – на яйцо куриное – 26% в первой зоне и 36% во второй. Максимальная надбавка составляет 75% и разрешена к применению в отношении ряда продуктов, в том числе соли, пшена, картофеля и репчатого лука. Во второй зоне торговые надбавки выше из-за труднодоступности населенных пунктов.
При этом говорить, по словам специалистов ведомства, о торговых сетях здесь неправильно. В поселениях, которых касаются ограничения, нет крупных торговых сетей. Цены на продукты устанавливают предприниматели. При этом постановление правительства ЯНАО о 15-процентном ограничении торговой надбавки было принято экстренно, чтобы не допустить обвального повышения цен на социально значимые товары. Одновременно с этим там стали обсуждать этот вопрос с муниципальными образованиями, так как люди на местах лучше понимают ситуацию.
"Цены возросли. Нам поднимают, и мы поднимаем. Но, так как у нас сейчас фиксированная процентная ставка, то не более 15% на определенные виды продукции. Но повышение было где-то на 40%. А к ценам поставщиков мы добавляем 15% на молочную продукцию, мясо, определенные овощи, фрукты", - рассказали Накануне.RU в дирекции ТС "Купец" в Надыме.
Также корреспонденту Накануне.RU удалось связаться с главой сети магазинов "Авангард" в Салехарде Натальей Кулиевой. Она рассказала, что в ее магазинах нет таких товаров, как картофель, яйца, капуста. По словам бизнес-леди, везти их в столицу Ямала нерентабельно.
"Цены повышаются с каждым завозом, - рассказала нашему агентству Кулиева. - Цены на овощи у нас до конца декабря не менялись, потому что мы закупали лук, картошку и капусту в сентябре по 30 руб. Потом уже, когда начали в Москве закупать, цена выросла до 33-38 руб. По какой цене ее ставить? Вообще, фрукты и овощи зимой покупать и хранить очень невыгодно. Перемораживается, "обветрвиается": морозы все-таки. Погода тяжелая".
Она добавила, что также трудно перевозить яйца. Кулиева уточнила, что еще одна проблема - кредиты, по которым подняли ставки. С началом весны, по ее словам, колбасная продукция станет дороже на треть. Она уточнила, что если бы к ним кто-то привозил товары, то надбавка в 15% была бы выгодной.
"У нас округ богатый. Пускай откроют один социальный магазин и, продавая социально значимые товары, работают в убыток", - сказала Кулиева.
Хозяйка "Авангарда" добавила, что из-за нерентабельности не заказывала ни картошку, ни лук, ни капусту, ни яйца.
Накануне.RU не удалось связаться с главой магазина "Кристалл", в котором вчера была найдена морковь по цене в 4 тыс. 500 руб. за "кило".
В окружном УФАС нам рассказали, что дифференцированная надбавка принята только вчера. Сейчас поступает информация из различных городов, но говорить о каких-либо итоговых применениях этого решения пока, по словам ведомства, рано.
"Администрация муниципальных образований еженедельно предоставляет мониторинг по повышению цен. Предоставляет информацию по тем магазинам, где на 5% и более повысились цены. Далее мы уже проводим работу: направляем предпринимателям запросы на подтверждение данной информации, запрашиваем документы и отправляем информацию в территориальные отделения ФАС", - сказала начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Светлана Серова.
Она уточнила, что сейчас ведомство работает с тем, что с прилавков магазинов пропало множество социально значимых продуктов. На прошедшей встрече с бизнес-омбудсменом присутствовал руководитель окружного УФАС Олег Печерин.
"Возможно, речь идет о сговоре. Будем проводить мониторинг", - резюмировала Серова.
В правительстве округа уточнили, что, возможно, предприниматели заняли выжидательную позицию, и как только новые торговые надбавки будут утверждены, они вернутся к прежнему ассортименту.