Россия меняет месторождения на новые рынки сбыта и посылает сигнал Обаме
Правительство готово рассматривать продажу китайским компаниям долей в стратегических нефтегазовых месторождениях России, сказал вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович. До последнего времени отношение к участию иностранных компаний в разработке российских месторождений было осторожное, а Китай и вовсе не имел ни одного крупного добывающего актива в стране. Но тренд на участие азиатов в развитии ТЭКа, появившийся после договоренностей CNPC с "Роснефтью" об участии в освоении Ванкора, получил продолжение. Теперь российские власти официально разрешили Китаю не просто инвестировать в российские компании, но и добывать российские нефть и газ на правах хозяев – иностранные компании могут рассчитывать на долю свыше 50%, передает корреспондент Накануне.RU.
Такое решение свидетельствует об изменении отношения к стратегическим инвесторам в российский ТЭК, но оно носит скорее вынужденный характер, говорит старший аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кокин.
"Несколько лет у нас принимались обратные законы об ограничении доступа иностранцев к крупным месторождениям, направленные на то, чтобы предотвратить получение ими крупной доли. Трудная ситуация с привлечением финансирования для российских нефтяных компаний из-за ситуации на западных рынках вынуждает правительство давать согласие на непосредственное вхождение иностранцев в капитал добывающих компаний на проектном уровне", - рассказал он Накануне.RU.
CNPC в прошлом году заключила рамочное соглашение с "Роснефтью" о покупке доли в 10% в проекте освоения крупнейшего Ванкорского месторождения. Перспективность Ванкорского месторождения оценивается в 500 млн т нефти и конденсата и 182 млрд кубометров газа – это извлекаемые запасы. Только по итогам прошлого года из недр Ванкора "Роснфеть" добыла 21,4 млн т нефти и газового конденсата, за первое полугодие 2014 г. на Ванкор приходится 11% от объема добычи углеводородного сырья компании. Для того, чтобы и дальше качать прибыль из недр, "Роснефти" необходимо развивать кластер: в состав месторождения в 2013 г. вошли Сузунское (извлекаемые запасы 56 млн т), Лодочное (47 млн т) и Тагульское (292 млн т) месторождения. Компания заявляла, что до 2025 г. намерена вложить в них 3 трлн руб. Но после санкций привлечение заемных средств стало проблемным, "Роснефть" не от хорошей жизни пустила китайцев на перспективную площадку.
"Добыча трудноизвлекаемых углеводородов на удаленных и сложных с геодезической и природно-климатической точки зрения месторождениях Восточной Сибири, Дальнего Востока и тем более Арктического шельфа требует две вещи, которых у пореформенной России, к сожалению, нет. Первое – денег, т.е. досрочных доступных инвестиционных ресурсов, второе – современных технологий (гидроразрыва пластов, горизонтального и глубоководного бурения, освоения шельфа и т.д.). Свободных $85 млрд у "Роснефти" нет: общая сумма денежных обязательств компании – 3,9 трлн руб., из которых 2,6 трлн руб. – в иностранной валюте. Интерес же китайского капитала к Ванкору объясним - Ванкорское месторождение является основным и крупнейшим источником нефти для поставок углеводородов в Китай по контракту "Роснефти", - комментирует Накануне.RU сделку независимый экономист Владислав Жуковский.
После того, как российские власти подтвердили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве, Китай может нарастить свое присутствие в группе Ванкорских месторождений.
"Вопрос только в том, каким образом будет устроено это вхождение, какие условия предложит Россия. Для Поднебесной вхождение в ресурсные проекты всегда интересно, потому что государственная корпорация нацелена на долгосрочное обеспечение страны источниками топлива. Для Китая доля в добывающих проектах – это вопрос не цены, а правильного подхода к ценообразованию в будущем, с тем, чтобы немного переплатив сегодня, обеспечить ценовую и объемную предсказуемость поставок на годы вперед", - говорит Кокин.
То, что гостеприимство российского правительства не распространилось на шельф, эксперты называют логичным – шельфовые проекты – приоритетные, долгосрочные, затратные, кроме того это зона конфликта интереса многих мировых держав. Иностранные компании не должны получать не то, что контроль над шельфовыми проектами, но даже доступ к сервисным работам, говорит аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
"Может ли кто-то спрогнозировать, какими будут отношения с Китаем через 20-30 лет? Мы всегда осторожничали в отношениях с восточными партнерами, Китай не представлен в серьезных проектах, и это сознательный выбор Кремля. На примере с американскими компаниями, которые замораживают сотрудничество с "Роснефтью" и "Газпромом", мы видим, как может ударить политика по совместным предприятиям. Поэтому защита шельфа обоснована. Оценить, не будет ли угрожать интересам страны вхождение Китая в крупные проекты на суше, можно будет после того, как Минэнерго раскроет схему участия иностранных партнеров", - рассказал Накануне.RU Стреков.
Отметим, что сам Китай не предоставляет возможности иностранным компаниям покупать блок-пакеты в собственных ресурсных проектах. Но другие добывающие страны, например Саудовская Аравия, меняют контроль над месторождениями на новые рынки сбыта. То же самое собирается сделать и Россия, говорит директор Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.
"В долгосрочных проектах, особенно это касается Восточной Сибири, доступ к китайскому рынку интересен. Китай не готов заходить в проекты, если нет гарантии получения блок-пакета. В свое время такие договоренности существовали с европейскими компаниями, когда "Газпром" активно работал по линии Франции и Германии. Европейские структуры получали акции, а монополия - рынок. С учетом того, что в Китай строится "Сила Сибири", плюс есть ответвление в сторону страны от ВСТО, доступ компаний Поднебесной к месторождениям в обмен на доступ к рынку, нефтеперерабатывающим и нефтехимическим заводам интересен российским компаниям", - рассказал Накануне.RU Абзалов.
В политическом смысле решение российских властей может стать сигналом Вашингтону: диверсификация рынков сбыта энергоресурсов и более тесное партнерство с Китаем повышает заинтересованность Поднебесной в защите своих активов и проектов в России и отстаивании ее позиций на международной арене.