Минтранс принес дальневосточную железную дорогу в жертву Северному широтному ходу
Минтранс подготовил поправки в госпрограмму развития транспортной системы до 2020 г., согласно которым финансирование многочисленных строек сокращается на 1 трлн руб. В число объектов, финансирование которых не урезается, а, напротив, увеличивается, попал Северный широтный ход, передает корреспондент Накануне.RU.
Минтранс опубликовал проект закона накануне, еще две недели он будет находиться на общественном обсуждении. Министерство решило "повысить эффективность расходования бюджетных средств", отказавшись от части проектов. Финансирование ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)" снизилось с 11,6 трлн руб. до 10,2 трлн. Непосредственно из федерального бюджета на нее будет направлено 4,8 трлн (5,5 трлн в первом варианте), бюджеты регионов сократят расходы на 3 млрд руб., частные инвесторы более, чем на полтриллиона.
Экономия коснулась всех направлений: автодорожного, морского и железнодорожного транспорта. По некоторым статьям финансирование перенесено на более поздний срок, от других объектов вовсе предложено отказаться. Так, Минтранс решил временно отказаться от продления железнодорожной ветки в республике Саха, соединяющей Якутск с БАМом.
Второй пусковой комплекс от станции Правая Лена до станции Якутский речной порт, которая находится уже на левом берегу Лены, должен был строиться в 2017-2019 гг. Длина ж/д линии – свыше 100 км, она должна была помочь вывозить сырье с крупных промышленных кластеров региона: атомного (Эльконский уранодобывающий и перерабатывающий комбинат), угольного (проекты на базе Нерюнгринского, Денисовского, Чульмаканского угольных комплексов), химического (Селигдарский горно-химический и Алданский газохимический комплексы) и металлургического. В перспективе продление ветки до левого берега могло бы дать ускоренное развитие левой части Якутии, где сконцентрированы месторождения каменного угля, нефти и газа.
Из новой версии ФЦП строительство второго пускового комплекса исключено для сохранения объемов финансирования другого приоритетного проекта – строительства мостового перехода через Обь в районе Салехарда. На обской мост, являющийся частью Северного широтного хода, перераспределены 18,9 млрд руб. со строительства железной дороги в Якутии.
При этом, судя по приведенной таблице финансирования, сроки выделения федеральных денег на мост остались неизменны – 2017 г. Общая стоимость проекта – 69 млрд руб., из них более 61 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета, следует из проекта. В 2016 г. на ямальский мост будет выделено 6,1 млрд руб. (деньги ЯНАО), в 2017 г. – 5,2 млрд руб., в 2018 г. – 26,5 млрд руб., в 2019 г. – 29,2 млрд руб.
Что же касается дальневосточной "ветки", то на нее в перспективе до 2020 г. Минтранс средств не нашел:
"Мероприятие "Строительство второго пускового комплекса от станции Правая Лена до станции Якутский речной порт (левый берег) в Республике Саха (Якутия)" предлагается исключить в связи с лимитами финансирования, доведенными Минфином России".
Мост через Обь – ключевой объект магистрали Северный широтный ход, строительство которой ведет "Корпорация развития". Сейчас близок к завершению совмещенный переход через реку Надым, о сроках строительства линейной части магистрали партнеры Корпорации – РЖД и "Газпром" еще не договорились.
Железнодорожный проект после реализации разгрузит Северную и Свердловскую железные дороги и обеспечит комплексное развитие экономики Ямала. Помимо этого СШХ сокращает плечо "северного завоза" на Таймыр, в республику Саха-Якутия и на Чукотку примерно на 500 км и формирует транспортный полигон: "Северный морской путь – меридиональный выход от порта Сабетта – Северный широтный ход – Транссиб".