Экс-директор ЦРУ: Если с Ирана снимут санкции, то придется подумать и о России
Бывший директор национальной секретной службы ЦРУ Джэк Девайн не уверен, что соглашение с Ираном вполне устроит США. Однако и США, и Россия всегда были стратегически заинтересованы в будущем этой страны. Тем более, что в вопросе снятия санкций Россия целенаправленно вставала на сторону Тегерана, заявил он в эфире Fox News.
Расшифровка:
Здравствуйте! С вами программа DEFCON 3, меня зовут Кэтлин Макфарланд.
США и другие великие державы пытаются достичь соглашения с Ираном по поводу его спорной ядерной программы. Некоторые критики отмечают, что страны, вовлеченные в эти переговоры – как, например, Россия – больше заинтересованы в том, чтобы получить выгоду из ситуации, чем найти способ обеспечить безопасность.
С нами сегодня бывший директор национальной секретной службы ЦРУ Джэк Девайн, автор книги "Удачная охота". Добро пожаловать, Джэк. Как я понимаю, New York Times поставила вашу книгу в список бестселлеров в рубрике "шпионаж".
ДЖЭК ДЕВАЙН, бывший директор национальной секретной службы ЦРУ: Да, в прошлое воскресенье.
Кэтлин Макфарланд: Поздравляю!
ДЖЭК ДЕВАЙН: Спасибо. Я, конечно, очень рад.
Кэтлин Макфарланд: Я уверена эта новость сильно обеспокоила Иран, а уж Путина – тем более. Теперь скажите мне, заинтересована ли Россия в заключении соглашения только ради того, чтобы иметь возможность экспортировать в Иран свою продукцию, когда снимут санкции?
ДЖЭК ДЕВАЙН: Возможно... С моей точки зрения, есть ряд причин. Как мне кажется, у них есть более широкое стратегическое видение того, как обращаться с Ираном. Как это всегда и было, даже во время холодной войны, мы тоже пытались взять ситуацию под контроль. Но есть и финансовые соображения. Российская экономика в тяжелом положении.
Что меня очень удивляет в этом вопросе, так это то, что, если санкции снимут, я предполагаю, цены на нефть упадут. Трудно представить, как это может помочь России. С другой стороны, Россия сможет продавать оружие, а в этом они очень заинтересованы. А Ирану, в свою очередь, совершенно точно надо обновить свою авиацию 1978 года выпуска, свои корабли. Так что в этом смысле они созданы друг для друга.
Кэтлин Макфарланд: Предположим, Россия может продавать оружие. Но российское оружие – не то, что большинство стран выбирает в первую очередь, скорее предпочтут американское или европейское. Попытается ли Иран купить оружие в Европе, а не только в России?
ДЖЭК ДЕВАЙН: Это интересный вопрос. Все зависит от степени открытости достигнутой сделки, но мы не поймем этого, пока не узнаем все детали. Я не слишком оптимистично настроен насчет этой сделки, и что она нас устроит, но я готов к тому, что результат меня приятно удивит.
Однако в таком случае нам придется серьезно подумать, какие последствия это повлечет за собой в отношении России. Она занимала сторону Ирана практически по всем вопросам и, в частности, по вопросу санкций. Россия не верит в санкции, потому что сейчас она сама – объект санкций, которые им вредят.
Кэтлин Макфарланд: Как вы говорите, у России есть несколько причин участвовать в этих переговорах и ряд интересов. Если ли в числе этих причин отчасти стремление отомстить США, обыграть нас?
ДЖЭК ДЕВАЙН: Я думаю, что Путин – бывалый политикан с острым взглядом. Возможно, задняя мысль нам насолить присутствует, но, по-моему, он смотрит на ситуацию с практической точки зрения. Как я сказал в самом начале, к будущему Ирана как у США, так и у России всегда был стратегический интерес. Конечно, здесь также следует учитывать Израиль.