Опасный прецедент или торжество справедливости? 8 лет "строгача" получил отец двоих детей за "развратные действия" - обучение ребенка ходить в туалет
Накануне, 17 августа, в Екатеринбурге вынесли приговор молодому мужчине, которого жена после развода обвинила в "развратных действиях" по отношению к их общим детям, причем эпизоды, о которых вспомнила женщина, происходили 3-4 года назад, и при дефиците доказательств Денис Денисов уже не один год находится в следственном изоляторе. Суд установил наказание - 8 лет строгого режима.
Педофилия сейчас крайне опасная тема, особой осторожности требует такое разбирательство, но одно дело, когда врач осмотрел ребенка и подтвердил, что над ним учинили насилие, часто это можно определить и без специального осмотра – психологическая подавленность, изменение в поведении и многое другое показывает не только психологам, но и учителям, взрослым, что с ребенком что-то произошло. Другое дело - статья 135 - развратные действия. Под них можно подписать все что угодно, а главное - доказательств и улик не нужно, слов ребенка или косвенных обвинений (интерпретация рисунка, например) достаточно, чтобы завести уголовное дело и затем посадить на приличный срок.
Не беремся говорить о конкретном эпизоде, все должен решать суд. Однако эксперты обращают внимание, что это "отличный" механизм изъятия ребенка из семьи органами опеки, который давно прошел обкатку на Западе.
В данном случае жена Татьяна обвинила бывшего мужа по статье 135 УК РФ. Это произошло спустя три года, как они развелись. Незадолго до этого отец двоих детей обратился в органы опеки, об этом в беседе с Накануне.RU рассказала сотрудник органов опеки Кировского района Светлана Петунина.
"Денисов обратился к нам за установлением порядка общения с детьми, судебное разбирательство у них не было закончено, так как он попал в СИЗО. Папа хотел общаться с детьми. Мама препятствовала. До этого мама сама с ним составляла мировые соглашения, она сама добровольно папе давала детей. Когда у нас начались судебные разбирательства, мама ничего не сказала, что в чем-то там Денисова подозревает. Она сказала, что были мировые соглашения, что папа брал детей, общался. Единственное, ей в этом не понравилось только то, что он сладким перекармливал, это все в акте записано у нас, акты приложены к уголовному делу. У нас состоялось одно судебное заседание по порядку общения, она не пришла, а Денисов ходил, он сам присутствовал. Он хотел с детьми общаться. А потом сюрпризом вообще для всех нас стало то, что она на него написала такое заявление! Я ее потом спрашивала – как это, почему вы это от нас скрыли? - ничего не ответила. Судья наше дело об опеке приостановил, началось уголовное дело. Потом я ему звонила, и он оказался уже недоступен".
Развод в семье Денисовых произошел из-за измены мужа, все время после продолжались судебные распри между экс-супругами. С 2010 г. по 2013 г. – не было даже речи о развратных действиях в отношении детей. У Денисова появилась новая семья, бывшая жена начала противиться встречам Дениса с их общими детьми, он обратился в опеку. И тут, возможно, в ход пошла "тяжелая артиллерия"? Бывший муж отправился в СИЗО. Когда Дениса арестовали, его повезли на дознание, искать улики в тот дом, где уже три года живут другие люди – насколько необходимая мера?
Статья 135 относится к преступлениям небольшой тяжести. Законодательство стран СНГ, как правило, предусматривает освобождение в связи с деятельным раскаянием лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести. Проблема этого мужчины в том, что он не признает, что совершал с детьми что-то противозаконное, а еще хуже – даже не собирается от них отказываться.
"Денис без детей жить не может. Нам первый психолог-консультант знаете, что предложил? - рассказывает мать подозреваемого Валентина Терентьева. - Пусть Денис откажется от детей, тогда она это дело закроет, я это Денису сказала, он мне ответил: "Мама, да пусть меня расстреляют, это мои дети, и я от них не откажусь. У Леньки – мой ум", - говорит. Он ценой своей свободы не отказался от своих детей".
"Эпизоды" развратных действий датируются 2010 годом и ранее, когда точно, мать не может сказать. Обвинение строится на показаниях детей - они вдруг вспомнили про случаи, которые имели место 4 года назад, когда им самим было по три и четыре года соответственно. Независимый эксперт-психолог подтвердил, что следствие оказывало давление на детей, они не совсем понимали, о чем их спрашивают. Также психологи отметили, что подобные детали сложно вспомнить даже взрослому человеку, не то, что ребенку, для которого прошло уже полжизни, да и мало кто может помнить себя в три года. Если бы развратные действия действительно были, то это отразилось бы на психике детей, но характеристики у обоих положительные, как и у отца. Долгое время Денисов работал на заводе, коллеги приходили поддержать его на каждое заседание - поскольку суд был закрытым - толпа стояла часами у дверей. Наталья Руковичникова, директор музея Уралэлектротяжмаша (завода, где работал Денис), рассказывает: "Он просто по человеческим качествам - отличный человек, он участвовал в общественной жизни, в мероприятиях, в том числе в детских праздниках. Такого Деда Мороза, которого сыграл он - больше на наших "Елках" не видели. Это чистая правда. Ему доверяли своих детей, и никогда никаких нареканий не было. Супруга его никогда не приходила на эти праздники, он был со своими двумя детьми - она знала, что папе можно доверить, он и роль сыграет, и всегда с ними будет".
У общественности остается много вопросов, но суд идет в закрытом режиме. Обвинительница на заседаниях не появляется, отказывается от общения с журналистами, представители СМИ в зал суда не допускались.
"Суд может быть закрытым из-за нежелания огласки интимных подробностей, личной жизни, из соображений защиты интересов несовершеннолетних, просто психологических особенностей участников, - разъясняет юридические тонкости в беседе с корреспондентом Накануне.RU член Общественной палаты РФ, юрист Владимир Винницкий. - Не сказал бы, что часто, но есть такая тенденция, к сожалению, у бывших жен. Все оценочные категории – все, что касается психологии и психиатрии, дело темное, неоднозначное, и тут могу только посочувствовать участникам процесса. Остается уповать на мудрость судьи и мастерство адвокатов. Дело требует проявления большой инициативы в части изыскания доказательств подхода и оценки к ним. Все зависит от судьи - если обвинение сформировано в ходе следствия, то редкий судья найдет в себе мужество вынести оправдательный приговор. Нужно многое оценивать - свидетели, детский сад, воспитатели, учителя".
В основе дела три эпизода – главным обвинением в них служит то, что дети видели отца (Дениса) обнаженным. Вот одна такая история: однажды отец заводит маленького сына в туалет и показывает ему, как нужно справлять нужду по-взрослому в унитаз. За это уже можно посадить, особенно если добавить несколько штрихов к рассказу детей, убедить их, что с ними поступили плохо, и вот уже отец не просто показал, но и спросил, не хочет ли сын потрогать - все в лучших традициях чернухи можно выдать, как развратные действия? Однако, показания детей расходятся, затем краски сгущаются, и отец уже в новом рассказе выходит из душа и обнажается перед обоими детьми.
Рассказывает мать Дениса Валентина Терентьева: "Этот эпизод был в 2011 г. Следователь Бажев (первый следователь на деле) спросил – а почему прошло столько лет, и жена не заявила на мужа раньше, если были такие эпизоды реально? Прошел 2011 г., 2012 г., и только в 2013 г., когда решался вопрос о родительских правах – она решила на него в суд подать. Три года шла тяжба за квартиру, за попечение над детьми, она боялась, что кто-то из детей захочет жить с Денисом – они отца любили безумно. По этому заявлению – сказал тогда следователь - саму Татьяну Денисову надо лишить родительских прав и судить за соучастие".
По показаниям бывшей жены, она делала замечание Денису, уходила в другую комнату заниматься своими делами и не знала, что дальше происходит с детьми. Как же объясняет свое "извращенное" поведение отец? В том году мальчик пошел в детский сад, и заведующая отправила их сына домой, подготовиться - "я таких детей отправляю домой, чтобы они подготовились к садику и научились обходиться без горшка".
"И Денис объясняет следователю: "У вас есть дети? – он говорит "нет", - а у меня был сын. И мне как учить писать мальчика в унитаз?" И это все подтвердила заведующая садиком Дорофеева", – объясняет ситуацию бабушка мальчика.
После замены следователя вопросы по самой обвинительнице отпали. А Денисов находится в следственном изоляторе с 2013 г.
Действительно, отношения между родителем и ребенком таят в себе множество интимных моментов, которые при желании всегда можно неверно истолковать, начиная от гигиены, просто от ухода за ребенком и заканчивая шалостями и играми с детьми. Эксперт Игорь Белобородов считает, что данный случай, возможно, создает прецедент.
"Я боюсь, что это может превратиться в эпидемию, поэтому надо дойти до высших уровней, до высших судов, но максимально прозрачным должно быть это обсуждение. И я считаю, что надо привлекать самых квалифицированных юристов, которые разбирались бы предметно в этом деле. Я боюсь, что мы тут можем не только поломать судьбу конкретного человека, но и запустить конвейер подобных трагедий".
Адвокаты Денисова еще не сообщили о том, будут ли подавать апелляцию и требовать новых судебных разбирательств, но мать Денисова со всеми родственниками и коллегами заявляют, что будут бороться за Дениса до конца и подавать жалобы вплоть до Верховного суда.