В Госдуме высказались против обязательного изучения двух иностранных языков в школах. "Это антигосударственная диверсия"
В Госдуме высказались против инициативы министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова об обязательном изучении двух иностранных языков в школах. В профильном комитете нижней палаты парламента заявили, что Минобр в очередной раз принимает необдуманное решение, ни с кем не посоветовавшись. Разделяют эту позицию работники образовательной отрасли и общественники, передает корреспондент Накануне.RU.
Как заявил глава Минобра, в новом учебном году во всех школах с пятого класса будет обязательным преподавание двух иностранных языков. При том, что, например, на изучение русского языка в старших классах фактически выделяется всего час в неделю. На новый стандарт обучения школы переходят с 1 сентября. Учебным заведениям, которые пока не готовы к этому, дается переходный период для адаптации.
В комментарии Накануне.RU историк, публицист, бывший директор одной из московских школ Евгений Спицын назвал введение в стандарт школьной программы обязательного изучения двух иностранных языков "чистой воды антигосударственной диверсией".
С подменой русского языка иностранным меняется и менталитет самой нации, теряются ее корни и традиции, подчеркнул он. Историк возмущен инициативой Минобра и тем, что данное решение принимается без широкого диалога с общественностью. "Это безобразие. У нас катастрофическое падение грамотности у школьников. Они не могут выражать свои мысли, писать сочинения, изложения, делают множество грамматических и пунктуационных ошибок. Для кого Минобр готовит будущее поколение? Это кто будут – гастарбайтеры для Западной Европы? Мы опять "мировых человечков" лепим? Изучив с горем пополам два иностранных языка, наша молодежь поедет в Европу в качестве обслуги", - отметил Спицын.
Кроме того, по его мнению, в российских школах сегодня нет кадров для преподавания двух обязательных иностранных языков. О дискриминации русского языка в школьном образовании неоднократно заявляла и депутат Госдумы, глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, напомнил историк. "Она поднимала этот вопрос, в том числе, и на заседании с замминистра ведомства Натальей Третьяк. Говорила о том, что количество часов, отведенных на изучение иностранного языка, значительно превышает часы русского языка. Сейчас с введением второго обязательного ситуация может принять катастрофический характер", - сказал Спицын.
Госдума периодически проводит на периферийном уровне слушания, старается привлечь внимание к катастрофической ситуации в нашем школьном и высшем образовании, но все рекомендации, критические замечания депутатов остаются без внимания, отмечает журналист Константин Семин. "Пока же все осуществляется по принципу: "собака лает, караван идет". Либо у процесса деконструкции и окончательного уничтожения нашего образования есть какие-то влиятельные покровители, что позволяет Ливанову чувствовать себя столь уверенно. Либо это является отражением тотальной дисфункции нашего государства, когда ветви власти могут двигаться разнонаправленно", - прокомментировал он Накануне.RU.
Вместе с тем обвинять только Ливанова в неразумной образовательной политике неправильно, считает Семин. "Руководители Минобрнауки всего лишь транслируют волю имущего класса. Тем кругам, которые представляет Ливанов, эта мера [введение второго обязательного иностранного языка] абсолютно необходима. Удивлен только, что не предлагается сразу исключить русский язык и литературу из школьной программы. Это было бы для них логично. Владение иностранным языком для государства, превращаемого нашими либералами в территорию, обслуживающую иностранные корпорации, - одно из профильных качеств любого соискателя работы. Если для экономики требуется бессловесная, тупая, но желательно говорящая на чужом языке обслуга, то ее будут готовить", - говорит журналист.
Работа по разрушению российского образования ведется всеми возможными способами, убеждены эксперты. Одновременно с переходом школ на новый стандарт обучения языкам в начальной школе отменяются бесплатные обеды, в том числе для учеников из многодетных семей. "Сегодня был на школьной линейке в одном из подмосковных учреждений. Родителей обязывают сдавать деньги или "переходить на бутерброды". В бюджете кончаются деньги на бесплатное детское питание, но в то же время находятся средства на осуществление программ десталинизации, увековечения памяти жертв политических репрессий, на выпуск бесконечного количества учебных пособий. Вместо того, чтобы создать единую адекватную линейку учебников и сосредоточить деньги в руках государства, находятся деньги на финансирование 150 издательств, конкурирующих друг с другом", - привел пример Семин.
Журналист уверен: "Пока мы не поменяем экономическую матрицу, или кризис не свернет шею нашим реформаторам-либералам, ничего не изменится и в образовании".
Законопроектами инициатива по школьным дисциплинам не регулируется, поскольку это федеральные государственные образовательные стандарты, которые принимает Минобрнауки, уточнил Накануне.RU депутат Госдумы от Челябинской области, первый зампред комитета по образованию ГД Владимир Бурматов. Минобр в очередной раз принимает необдуманное решение, ни с кем не посоветовавшись, прокомментировал он. Вместо того, чтобы вводить второй обязательный иностранный язык, целесообразнее было бы сосредоточиться на подготовке соответствующих кадров. По его словам, ведомство в течение трех последних лет системно уничтожало педагогические вузы или сливало их с общегуманитарными университетами. В результате наступил закономерный кризис педагогических кадров. "Не понимаю, зачем сейчас вводить второй иностранный язык в качестве обязательного, учитывая, что большинство школ к этому не готовы. В первую очередь, речь идет о региональных образовательных учреждениях. Зачастую качество преподавания даже одного иностранного языка не выдерживает критики, ребятам тяжело сдать ЕГЭ. Учителей винить в этом нельзя. Это следствие бедственного положения с педагогическим образованием", - сказал парламентарий.
С введением второго иностранного в школах следует "повременить", а часы отдать на преподавание русского языка. "У нас колоссальная проблема: дети выходят безграмотные. В этом году глава государства был вынужден собирать президентский совет, чтобы решать проблемы в системе преподавания русского языка. Я не против того, чтобы дети владели несколькими иностранными языками. Это развивает кругозор, общекультурный уровень, память. Но это не должно быть в ущерб национальному языку", - подытожил депутат.