"Быть или не быть" второму иностранному языку в обязательной программе? Школы Южного Урала не готовы к инициативе Минобра
Школы Южного Урала не готовы к внедрению с пятого класса обязательного преподавания двух иностранных языков. На реализацию инициативы потребуется не один год.
Как уже сообщало Накануне.RU, на днях министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что с 1 сентября школы переходят на обучение по новому стандарту. Теперь будет обязательным преподавание двух иностранных языков с пятого класса. Учебным заведениям, которые не готовы к внедрению нововведения, дается переходный период.
Инициативу главы министерства образования и науки России не поддержали в Госдуме. В профильном комитете нижней палаты парламента заявили, что Минобр в очередной раз принимает необдуманное решение, ни с кем не посоветовавшись.
Директора южноуральских школ в своем мнении разделились: кто-то против введения нового стандарта, кто-то его поддерживает. Но все солидарны в одном – на реализацию инициативы потребуется несколько лет. В настоящий момент в школах на изучение русского языка выделено пять часов в неделю, а иностранного – три часа. Изучение второго иностранного языка потребует сокращения времени на изучение других предметов. Кроме того, школы не готовы к введению дополнительного языка по техническим и кадровым проблемам. Второй иностранный язык преподавать негде и некому.
Стоит отметить, что в некоторых школах Челябинской области предложенный Дмитрием Ливановым новый стандарт используется уже несколько лет. Так, в магнитогорской гимназии №18 дети изучают два языка с первого класса. На обучение английскому языку школьникам выделяется три часа, французскому – два часа. Не обделен вниманием и русский язык, в гимназии его изучают углубленно – шесть часов в неделю.
"У нас этот стандарт уже введен 8 лет. Мы единственное в городе учреждение, которое изучает одновременно два иностранных языка. Поэтому я считаю, что это правильная инициатива. Наши дети свободно говорят не только на английском, но и на французском. Кстати, на французском языке наши школьники прекрасно поют и даже выступают на городских мероприятиях. У нас подобрана очень хорошая программа изучения английского языка, благодаря которой дети получают высокий уровень знаний", - рассказала директор гимназии Елена Дегтярева.
В другой магнитогорской школе второй язык изучают по желанию на платной основе. Но учебное заведение планирует ввести новый стандарт. По мнению директора – преподавателя английского языка, это необходимо для современных школьников. Правда, произойдет это не раньше 2018 года.
"Мы будем переходить на новый стандарт, приблизительно в 2018-2019 годах. Я считаю, что детям необходимо изучать два иностранных языка. Современный выпускник должен знать два иностранных языка и владеть компьютерными технологиями. Это мое убеждение", - считает директор МОУ СОШ №64 им. Б. Ручьева Светлана Кудряшова.
Другие директора не так радужно воспринимают нововведение. Конечно, если придет "бумага" сверху, они будут обязаны добавить еще один иностранный язык в учебный план, если же предложение будет носить только рекомендательный характер, тогда они от этой идеи откажутся.
"О двух языках речи еще не идет. Если это будет официально и будет оформлено в учебном плане, тогда мы не имеем права нарушить приказ министерства образования. Если это будет носить рекомендательный характер, мы не будем вводить второй иностранный язык. Возможно, школьникам и нужен дополнительный язык, но у нас нет для этого условий. Мы работаем в две смены, внедрение второго языка потребует дополнительных часов, нам тогда придется работать в третью смену. Возможно, маленькие школы смогут решить этот вопрос безболезненно, а мы нет", - поделилась с нами директор златоустовской школы №8 Наталья Брауде.
С ней солидарна и директор школы №48 в Копейске Любовь Апостолова: "У меня очень маленькая школа по помещениям, а обучается в ней 1 тыс. 300 школьников. И не всем детям требуется знание двух языков. Поэтому наше учебное заведение не готово к введению данной инициативы. На сегодня у нас нет для этого ни технических, ни кадровых возможностей. Конечно, если это будет обязательным условием, тогда в 2015 году мы начнем работу в этом направлении. Кстати, в прошлом году мы проводили во внеурочные часы занятия по французскому языку. На эти занятия ходило немного детей, но эксперимент в новом году мы продолжим".
В челябинской школе №21 нам рассказали, что "ни финансово, ни материально, ни морально" школа не готова к введению двух иностранных языков. Но если их обяжут, им придется добавить новый предмет в школьную программу.
Директор челябинского лицея №31 Александр Попов считает, что школы некачественно обучают детей и одному иностранному языку, а введение второго ситуацию не исправит. Поэтому в гимназии внедрять новую инициативу не будут.
"Школы очень плохо обучают иностранному языку. Будет два языка, дети будут плохо знать оба. Просто впустую израсходуют деньги. Даже в языковых школах дети второго языка нормально не знают. Если введут два языка, значит отнимут время у родного русского языка или математики. Лучше бы затратили деньги на качество изучения английского языка в школах. Наша гимназия не будет добавлять изучение второго иностранного языка. У нас есть язык математики, информатики, зачем нам изучать другие языки. Это пустая трата времени", - поделился Александр Попов.
Мария Подгузова