Не по-русски объяснили? В Кремле заметили "языковой" саботаж Минобра
Минобр до сих пор не внес никаких предложений по инициативе Владимира Путина о выделении русского языка и литературы в отдельную предметную область в школьном образовании. За реализацию поставленной задачи ответственным назначен глава министерства Дмитрий Ливанов. Это должно "выправить" ситуацию с сокращением количества часов, выделяемых на изучение предметов, однако, насколько можно судить, ведомство Ливанова данное в июле поручение тихо саботирует, передает корреспондент Накануне.RU.
В профессиональной среде пока нет четкого представления о том, как структурно и содержательно будет реализована инициатива. Идет лишь обсуждение возможных способов выведения рассматриваемых дисциплин из филологии, но конкретных предложений от исполнителя - Минобрнауки - не поступало. Об этом сегодня заявил советник президента РФ по русскому языку Владимир Толстой. В данный момент ведомство разрабатывает регламенты, позволяющие "гарантированно обеспечить изучение русского языка и литературы и выправить дисбаланс", а также "предусмотреть в не резиновом школьном расписании достаточное количество часов для изучения, возможно, даже двух иностранных языков".
В то же время, обязательность второго иностранного языка, о чем перед 1 сентября поспешил объявить Ливанов, представляется чрезмерной и избыточной, заявил он.
Говоря об "основном посыле" инициативы, Толстой пояснил, что сегодня нахождение русского языка и литературы в области филологии вместе с языками народов РФ и иностранными языками позволило "произойти смещению и снижению количества часов на преподавание основного государственного языка". "Озабоченность президента связана именно с этим", - сказал он.
Идея выделения русского языка и литературы в отдельную область вызвана необходимостью сохранения и повышения уровня грамотности и качества знаний по предметам как в регионах, так и в столице, отметил председатель комиссии Мосгордумы по образованию, учитель истории и обществознания Антон Молев. Предполагается, что Минобрнауки рассмотрит, каким образом, с учетом инициативы, могут быть модифицированы государственные образовательные стандарты. "Прежде чем мы получим какие-то цифры о реальных сроках, количестве часов и возможном изменении структуры, преждевременно давать какие-то содержательные комментарии. Объяснимо, что пока этого никто не может сделать в силу того, что это лишь поднятый вопрос. До программного документа это будут лишь рассуждения о том, как представляется внедрить данное предложение в систему образования", - прокомментировал он.
Большинство специалистов отрасли поставленную Путиным задачу считают "абсолютно оправданной и правильной", так как акцентированное внимание к этим предметам "повысит статус русского языка и литературы как самостоятельных областей".
"Это правильное начинание, его необходимо доводить до ума. В преподавании русского языка кризис. К счастью, Путин осознает его и понимает пути его решения. Одно недоумение: почему этого не понимает профильный министр и понимает ли он вообще что-то в вверенной ему области? То, что Министерство образования этого до сих пор не сделало, показывает непрофессионализм ведомства и то, что президент РФ в вопросах образования разбирается гораздо лучше, чем профильное ведомство и его глава", - считает первый зампред комитета Госдумы по образованию, депутат от Челябинской области Владимир Бурматов.
Поправок в законодательство для реализации инициативы не требуется, уточнил он. "Там нужны исключительно ведомственные решения. Если по каким-то отдельным моментам будет необходимо законодательное вмешательство, комитет окажет помощь, выступит абсолютным союзником инициативы президента РФ по повышению качества преподавания русского языка", - заверил депутат.
Приветствует поручение главы государства и ученый секретарь Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Владимир Пыхов. Знание русского языка и литературы сегодня в школах находится на недостаточно высоком уровне, в этой связи большее внимание к изучению этих предметов принесет только положительные эффекты, считает эксперт.
Вопросами же "баланса" в системе школьного обучения, позволяющими обеспечить оптимальную нагрузку для учеников, по его мнению, должно заниматься профильное министерство.
"Это и раньше осознавалось, что дать детям все знания за 10 лет невозможно. Гуманитарные предметы прежде других формируют личность, и если государство заинтересовано в этом, этим предметам должно уделяться первостепенное значение. В последнее время шло сокращение часов на гуманитарные предметы, это привело к тому, что мы сейчас имеем. Проявление насилия, агрессии, падение морального уровня налицо, и если этому не уделять внимание, то куда мы упадем?" - прокомментировал Пыхов.
Озабоченность экспертов вызывает и перенасыщение школьного расписания уроками по "ГОСТу". Так, многие школы ни кадрово, ни технически не готовы к обязательному изучению двух иностранных языков. "Программа обучения для наших школьников очень насыщенна, и найти там свободные часы действительно сложно. Кроме того, мы можем столкнуться с тем, что уровень будет невысокий. Надо выслушать аргументы Минобрнауки, понять, как это будет реализовано. Мне трудно комментировать это решение", - сказал Толстой.
По его мнению, оптимальная языковая политика должна быть "взвешенной и деликатной", учитывать многонациональность нашей страны, огромные территории. Изучение национальных языков в некоторых ситуациях могло идти в ущерб качественному знанию русского языка. Толстой подчеркивает, что, "не нарушая права народов и национальностей на выбор, необходимо добиться безусловного знания всеми народами государственного языка".
А член межрегионального профсоюза "Учитель" Всеволод Луховицкий обратил внимание на то, что зачастую инициативы федеральной власти носят разнонаправленный характер, и нет единых подходов в образовательной политике.
"Я не знаю, каким образом это можно реализовать. Как это, к сожалению, часто бывает, президенту дают весьма неточные формулировки. Он их озвучивает, доверяя советникам, и часто попадает впросак. Оторвать литературу от языка, на взгляд большинства педагогов, явно невозможно. Говорить о придании литературе и русскому языку какой-то особой роли, при том, что сокращается финансирование, тоже вряд ли возможно. Абсурдно рассуждать о расширении чего-то при условии, когда Госдума принимает бюджет, в котором сокращены расходы на образование. Дать больше часов этим предметам - значит забрать у физики и математики. Думаю, что этот вопрос должен серьезно обсуждаться в образовательном сообществе, после чего следует принимать какие-то административно-управленческие решения", - убежден педагог.
О том, когда Минобрнауки планирует представить свои предложения по поручению, пока неизвестно.