В Тюмени обсудили проблемы новой индустриализации, которой мешает российский Минобр
Академики Российской академии наук, профессора, представители региональной власти обсудили "вызовы и ограничения новой индустриализации" на тюменском социологическом форуме. В своих докладах эксперты сделали акцент на необходимости развития инженерного и рабочего образования, которое в настоящее время тормозит Министерство образования и науки РФ, передает корреспондент Накануне.RU.
Председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов рассказал о развитии в регионе новых отраслей экономики и выразил надежду на реализацию "модернизационного и интеллектуального потенциала".
"В последнее время в экономике региона активно развиваются новые отрасли: нефтехимия, металлургия, машиностроение. Строятся предприятия по производству продуктов питания и современных строительных материалов. Активно развивается сельское хозяйство и жилищное строительство. Перейдя одной из первых на новый уровень экономического развития, Тюменская область одной из первых сталкивается и с новыми рисками. Во многом эти риски связаны с обществом. Появление новых социальных слоев, изменения в сфере коммуникаций. Новые запросы в сфере культуры и образования. Неслучайно органы госвласти стремятся активизировать возможности, в полной мере реализовать имеющийся модернизационный и интеллектуальный потенциал", - сказал Корепанов.
Вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев сообщил, что за два с половиной года в Тюменской области удалось открыть 24 новых завода и создать 4 тыс. рабочих мест.
"До конца года будет открыто еще три крупных производственных объекта. Нам интересен инвестор хоть с 1 млн руб., хоть с 1 млрд. Мы будем всячески оберегать этих инвесторов, создавать им нормальные условия и помогать преодолевать административные барьеры. В нашем инвестиционном реестре более 300 проектов общим объемом инвестиции 1,5 трлн руб. Только в реальном секторе экономики планируется создать более 40 тыс. новых рабочих мест. Если мы не предложим молодым людям роль и место в развитии экономики нашего региона, мы остановимся", - заявил Сарычев.
Подробнее на болезненной теме профессиональной подготовки кадров и трудоустройства молодых специалистов остановился академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) Геннадий Романцев. Он привел обезнадеживающие цифры, характеризующие развитие человеческого капитала в стране.
"Потенциал трудовых ресурсов в России составляет 30 трлн руб., в Америке – 95 трлн из общемирового объема в 365 трлн. Мы сильно отстаем по эффективности капитала: мы вносим только 2% вклада в мировую науку, тогда как США – 15%. Доля России в рынке наукоемкой продукции составляет 1 млрд в год, в США – 740 млрд долларов в год. Мы отстаем в 740 раз!" – отметил Романцев.
Эти цифры в очередной раз убеждают в необходимости начала новой индустриализации. Воспроизводство индустриализации в той форме, в какой она есть сейчас, неприемлемо, считает эксперт.
"Квалификация всех трудовых ресурсов: и рабочих, и техников, и инженеров, и ученых -то , на что должна опираться новая индустриализация. Что принесла модернизации образования за 25 лет? Принятие ЕГЭ, стандартизация образования, болонский процесс, оптимизация учебных заведений, а по существу, их сокращение, ликвидация начального образования. Никто никогда не подводит итоги модернизации образования! Я проработал 20 с лишним лет ректором вуза. Ни по одной долгосрочной принятой Минобром программе никогда не подводились объективные гласные итоги. Мы не знаем существа дела. ЕГЭ - хорошо это или плохо? Ясно одно: улучшение качества подготовки специалистов модернизация никогда не преследовала. Она преследовала, с одной стороны – деньги, с другой – структурную реорганизацию. В итоге качество высшего профессионального образования в стране резко ухудшилось", - отметил Романцев.
Он добавил, что сегодня система среднего профессионального образования (ссузы) выпускает рабочих по третьему технологическому укладу. Для примера: Америка уже перешла на пятый уровень. "Даже вкладывая сегодня деньги в эти системы, мы только зафиксируем ту негативную ситацию, которая сегодня есть. Давая деньги на развитие училищ и предпринимая любые меры, мы далеко не сразу поднимем качество подготовки специалистов", - подчеркнул профессор.
В заключение эксперт сказал о необходимости принятия целевой государственной программы по переоснащению корпуса профессиональных педагогических работников и необходимости новых рабочих.
"Программы повышения квалификации есть, а самой квалификации нет. Нельзя повысить то, чего нет. Решение проблем – квалификации, высшем рабочем образовании, тогда не все пойдут в юристы и экономисты. Важно создать социальный имидж этих профессий. Нужно отказаться от термина рабочий. Во всем мире это давно уже "персонал", - заключил Романцев.
Стоит отметить, что озвученные проблемы действительно находят подтверждение на практике. Сегодня в российских вузах значительно растет число бюджетных мест на инженерно-технических специальностях, но они пустуют, потому что Министерство образования не позаботилось о привлечении туда студентов. В результате рынок труда продолжают наполнять никому не нужные экономисты, менеджеры, маркетологи и юристы.
За неимением стратегии развития образования в федеральном профильном ведомстве, власти Тюменской области берут решение этой проблемы в свои руки и создают возможности для подготовки профессиональных кадров на благо региональной экономики. Так, в этом году в Тюменской области началась реализация сразу нескольких важных проектов в сфере образования: первых учеников приняла областная физико-математическая школа, заработал центр программирования и робототехники, открылась высшая политехническая школа. Планируется создание академии юных геологов на базе Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ).