Конституционный суд отказался рассматривать дело о "похищении" органов екатеринбургской студентки
Семья екатеринбургской студентки Алины Саблиной, у которой "тайно" изъяли органы для трансплантации, получила ответ из Конституционного суда. Согласно ему, пока дело рассматривается в кассационной инстанции, оно не может быть рассмотрено в Конституционном суде, передает корреспондент Накануне.RU.
В настоящее время в Конституционный суд направлено требование о передаче жалобы семьи Саблиных судьям Конституционного cуда для принятия судебного акта.
Напомним, в июле семья Алины Саблиной направила в КС жалобу на закон о трансплантации, позволяющий врачам "тайно" изымать органы у трупа, то есть без согласия близких родственников погибшего. Заявители ссылались на устоявшуюся практику тайного изъятия органов, которую к тому же утвердил в своем определении в 2003 году КС. Основанием для пересмотра позиции суда заявители посчитали постановления Европейского суда по правам человека против Латвии.
Отметим, что в Латвии, как и сегодня в России, многие годы действовала презумпция согласия - предполагалось согласие каждого погибшего и их близких родственников, и даже если есть у кого спросить согласие, от них скрывался факт планируемого изъятия органов, а согласие предполагалось. Европейский суд признал, что Латвия жестоко обращалась с родственниками и игнорировала их право на частную жизнь.
Ранее суд первой и апелляционной инстанции применил ст.8 закона о трансплантации вместе с определением Конституционного суда в оправдание действий по изъятию органов в тайне от родителей погибшей.
Напомним, трагедия в семье екатеринбургской студентки произошла в прошлом году. 11 января 2014 года Алину Саблину в столице сбила машина, когда девушка вместе с подругой переходила дорогу по пешеходному переходу. После аварии Алину привезли в 24-е отделение реанимации и интенсивной терапии ГКБ №1 (Москва). Девушка скончалась 17 января. О смерти своего ребенка родители студентки узнали не от врачей, а от похоронного агента, когда на следующий день он предлагал родственникам свои услуги.
Спустя месяц после смерти дочери, 15 февраля, мать Алины Саблиной Елена, ознакомившись с материалами уголовного дела, возбужденного в отношении водителя машины, сбившего Алину, прочитала заключение эксперта (экспертизу трупа), в котором было подробно описано изъятие органов ее дочери в ГКБ №1.
Согласно документу, у девушки изъяли три внутренних органа: сердце и почки. При этом, внутреннее исследование судмедэкспертом тела Алины показало, что в ГКБ девушке также удалили часть ее аорты, нижнюю полую вену, надпочечники и кусок нижней доли правого легкого, т.е. еще четыре органа. Акт об изъятии органов был направлен судебно-медицинскому эксперту для проверки, но не был предоставлен родителям Алины. Само же медучреждение не предоставило никаких объяснений несоответствия количества изъятых органов количеству зафиксированных в акте.
Добавим, что все органы были изъяты "тайно": никто не спрашивал родителей Алины, была ли девушка согласна стать донором своих органов, или согласны ли они на изъятие органов дочери для трансплантации. Кроме того, сама девушка, по словам родственников, никогда не давала согласия стать донором своих органов.
Родственники Алины обратились в Замоскворецкий районный суд Москвы с иском о взыскании морального вреда в связи с незаконным изъятием органов, в размере 1 млн руб. Суд шел больше года и решение было вынесено только в апреле этого года: в требованиях отказать. В своем решении райсуд руководствовался законом РФ, согласно которому изъятие органов не допускается, если медучреждение было поставлено в известность, что сам донор или его близкие родственники несогласны с процедурой.
Родственники Алины подали апелляции в Мосгорсуд на решение райсуда, однако жалоба была оставлена без удовлетворения. Мама девушки просила возбудить уголовное дело по факту изъятия внутренних органов дочери и исчезновения пяти из восьми изъятых органов, однако Следственный комитет отказал ей в этом.
Ранее президиум Мосгорсуда истребовал для проверки дело Алины Саблиной. Поводом для проверки стали четыре кассационные жалобы семьи Алины Саблиной на решения судов, отказавшихся признать тайное изъятие органов и исчезновение пяти из семи изъятых незаконными.