Система "Платон" зависла в первый же день работы и привела к дефициту транспорта на 30%
Первый день работы системы "Платон", взимающей плату на федеральных трассах с большегрузного транспорта, привел к дефициту машин до 30%. Об этом в комментарии Накануне.RU рассказал председатель профсоюза "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
Запуск "Платона" был назначен на 15 ноября, однако в первый день до 12.33 мск система не работала вообще, отметил специалист. "Даже те добропорядочные перевозчики, которые готовы были зарегистрировать транспортное средство, оплатить маршрутный лист, были не в состоянии этого сделать", - сказал Войтко.
На данный момент со всех регионов собрано около полусотни принт-скринов с описанием проблем, подтверждающих зависание системы. "В Старом Осколе в ступоре логистический отдел крупного холдинга. Они не могли ни оправить машины, ни подтвердить заявки на них. Это цена спешки, с которой пропихивали это непродуманное, неоттестированное решение", - пояснил глава профсоюза. Активно жалуются на сбои в системе дальнобойщики из Татарстана, Подмосковья, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Санкт-Петербурга, Альметьевска, Кургана, Новосибирска и ряда других городов.
Обратную связь от Росавтодора, с которым оператор системы заключил концессионное соглашение, получить пока не удается. Водителям "предлагают" пройти "цепочку из трех-четырех телефонов" и "замкнуться на первого звонящего", отметил Войтко. На "горячей линии" системы "Платон" им твердят, что "описанная ситуация" (то есть отказ системы) носит "локальный характер", и советуют "проверить настройки компьютера и его настройки безопасности, либо попробовать сменить браузер". "Полная безответственность и неготовность системы. Об этом мы предупреждали еще в августе 2015 г. Сейчас все, что мы прогнозировали, самым негативным и печальным образом реализуется. Это очень настораживает", - комментирует он.
Ассоциация в течение недели-десяти дней намерена подготовить доказательную базу, которая покажет всю пагубность применения системы "Платон" для экономики. По мнению специалистов, в наших и без того тяжелых условиях экономика получит еще один удар под дых.
Данных о продолжающихся в субъектах РФ протестах водителей большегрузов пока нет, заметил Войтко. Акция "Дальнобойщика" привлекла внимание водителей, однако теперь, уверен он, "всю эту кучу должны разгребать товаропроизводители". "Против введенного сбора должен выступать реальный сектор экономики, поскольку это влечет удорожание, снижение эффективности используемого транспорта, удорожание абсолютно всей продукции. Пусть сейчас начинают дергаться металлургические комбинаты, заводы по производству комбикормов. По мелким кусочкам эти явления в регионах складываются в крайне негативную ситуацию. На фоне того количества лжи и дезинформации, которые вбрасывают Минтранс и Росавтодор, только цифры могут показать реальную картину", - подчеркнул глава профсоюза.
В случае неоплаты проезда по федеральным трассам перевозчику грозит штраф в 450 тыс. руб. "Та сумма, которая выкатится после очередного неизбежного сбоя системы, перекрывает все издержки перевозчиков. Лучше постоять неделю, чем платить штрафы", - говорит Войтко. При этом после масштабных протестов водителей грузовиков была принята мера о выписке штрафов не с начала действия "Платона" - 15 ноября 2015 г., а с 1 мая 2016 г. Председатель "Дальнобойщика" пояснил, что таким образом власти вводят в заблуждение уже не первый раз. "Это ложь! Официальной бумаги по этому поводу нет. Можно представить себе реакцию человека, который услышал из СМИ об отмене штрафов, совершенно спокойно едет, а через пару недель ему приходит штраф", - сказал Войтко.
Дефицит транспорта однако не приведет к дефициту товара на прилавках, успокоил он. Вместе с тем необходимо готовиться к очередному удорожанию товаров. "Мы это проходили на всех вариантах подорожания солярки, введения ограничений по МКАД. Учитывая неизбежный временной лаг, на протяжении трех месяцев это удорожание продуктов отразится на карманах россиян", - отметил специалист.
Парадокс ситуации в том, что правительство выбрало самый неэффективный и громоздкий вариант пополнения дорожных фондов для строительства новых дорог. "В итоге всей этой бучи - роста социальной напряженности, повышения инфляции - власти планируют получить 15 млрд руб., а в лучшем случае - до 30 млрд руб. Из них 10 млрд руб. необходимо будет отдать оператору системы. Бюджет Росавтодора сегодня составляет около 550-570 млрд руб. Они планируют такой ценой собрать 5% от того, что уже выделено на дороги", - прокомментировал Войтко. В то же время, по его мнению, способ более эффективного пополнения бюджета на эти цели есть: добрать необходимую сумму с акцизом на бензин. По разным оценкам, недосбор этого акциза составляет от 130 до 150 млрд руб. "Доберите акциз, и проблем с заполнением дорожных фондов не будет", - добавил он.
Водители большегрузов не надеются, что правительство услышит их предложения, поскольку, по их мнению, оно заняло "откровенно деструктивную и вредительскую позицию". "Надежды на них нет. Мяч на поле законодателей. Депутаты, в конце концов, озаботились этой проблемой. Именно народные избранники должны поправлять, направлять и указывать правительству, что важно для российской экономики", - заключил Войтко.
Ранее Накануне.RU сообщало, что 19 ноября пройдет всероссийская акция "Улитка". В Санкт-Петербурге сегодня прошел сход грузоперевозчиков – дальнобойщиков, где было принято решение не выезжать на трассы до 19 ноября, а 20 ноября выехать на трассы и передвигаться "улиткой", т.е. в двух рядах со скоростью 5-10 км в час. По словам организаторов, акция "Улитка" скоординирована с грузоперевозчиками по всей стране.