Зауралье "разоружают": после ликвидации завода по уничтожению химоружия 1,5 тыс. человек "выкинут на улицу"?
В городе Щучье Курганской области завершается работа по уничтожению химического оружия в рамках федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". В данный момент правительством региона обсуждается вопрос реализации инвестиционного проекта перепрофилирования завода по утилизации и создания на его базе нового производства, однако никакой конкретики на этот счет пока нет. Как ожидается, завтра "торжественные мероприятия" в Зауралье посетит министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, но поводов для оптимизма у жителей мало: какова дальнейшая судьба завода и его работников, чьи контракты заканчиваются в конце этого года, до сих пор остается неизвестным, передает корреспондент Накануне.RU.
Щучанский завод по уничтожению химического оружия был открыт в 2009 г. в соответствии с федеральной целевой программой, став пятым из семи таких заводов в России. Кроме этого, объекты по уничтожению химического оружия располагались в Удмуртской Республике, Брянской, Кировской, Пензенской и Саратовской областях. На объекте в Щучье предстояло уничтожить 5,5 тыс. тонн отравляющих веществ (13,6% российских запасов химического оружия), находившихся в более чем 1,9 млн артиллерийских химических боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии, снаряженных фосфорорганическими отравляющими веществами. Часть из них являлась боеприпасами сложной конструкции (БСК), содержавшими взрывчатые вещества, которые невозможно было извлечь. Для их уничтожения на объекте была построена полностью автоматизированная линия, на которой БСК последовательно разбирались, освобождались от отравляющего вещества и отправлялись в специальную камеру подрыва.
Само строительство комплекса не только позволило уничтожать опасные вещества, но и способствовало привлечению в регион инвестиций. В частности, были построены объекты соцсферы на сумму более 1 млрд 820 млн руб., средства были направлены и на газификацию района.
В сентябре военными специалистами на предприятии был утилизирован последний боеприпас. Как сообщало Накануне.RU ранее, 20 ноября пройдет торжественное мероприятие, посвященное завершению процесса полного уничтожения химического оружия. Известно, что участие в мероприятии примет министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, губернатор Курганской области Алексей Кокорин, генерал-полковник Валерий Капашин, глава города Щучье Владимир Тамахин, а также ожидается представитель духовенства. Уже 1 января 2016 г. стратегическое предприятие официально будет закрыто, сейчас решается вопрос с перепрофилированием завода, а без работы могут остаться порядка 1,5 тыс. человек. Несмотря на то, что к перепрофилированию готовятся уже давно, в том числе при новом областном руководстве, никаких конкретных планов по трудоустройству высвобождающихся людей до сих пор нет.
"Действительно, общее число - 1,5 тыс. человек будут сокращать. Контракты подписаны до 31 декабря этого года, пока никаких новых контрактов не заключено. Задействованы работники из трех районов: Щучанский - 800 человек, также рабочие из Сафакулевского и Шумихинского районов. В будущем востребованные на рынке найдут работу без труда, а вот что будет со специалистами более узкого профиля, неясно. Тем более на фоне массовых сокращений в регионе: в прессе просачивается разная информация о том, что, например, в полиции сокращения 400 человек, в муниципалитетах 200-300 человек, а про то, что здесь у нас 1,5 тыс. человек на улицу будет выкинуто, тихонько умалчивается!" - прокомментировал ситуацию Накануне.RU заместитель главы города Щучье Владимир Пономарев.
Однако политолог Дмитрий Ковалев призывает не сгущать краски и не путать сокращения с "реструктуризацией".
"Я думаю, что никакого выброса на рынок труда большого количества незанятых людей не будет. Когда мы слышим такие слова, нам представляется картинка, что людей прямо выкидывают на улицу, такого не будет, безусловно. Такого не было и в прошлом году, когда Алексей Кокорин сокращал, например, аппарат - люди нашли другую работу. Сокращение - это громкое слово. На самом деле идет реструктуризация: часть людей перейдет со ставок на контракты, изменится источник финансирования, часть людей уйдут на пенсии. Таким образом, сработают так называемые "социальные лифты". Какая-то часть людей, конечно, выйдет на рынок труда, но это люди с определенным опытом, и, я думаю, что они будут определенно востребованы", - сказал политолог.
"Когда я был в том районе, то разговаривал с людьми, работающими там. Люди, конечно же, обеспокоены своим будущим, сейчас у них неплохая работа, а что будет потом, неясно. Благодаря этому заводу улучшился город в целом: инфраструктура, налоговые поступления, рабочие места - это все, конечно же, безусловный плюс. Но, рано или поздно, это должно было закончиться и должен был подняться вопрос о перепрофилировании. Теперь надо грамотно его провести: сохранить работу людям, правильно трудоустроить. Опять же, мы прекрасно понимаем, что не каждый пойдет туда, куда ему предложат, и в большинстве случаев так бывает: хочется и зарплату равносильную и даже где-то получше, сохранить хорошие условия. Поэтому если грамотно пройдет работа по перепрофилированию - то это будет плюсом и для людей, и для района, и для области", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат Курганской областной думы, член ЛДПР Юрий Ярушин.
Что касается дальнейшей судьбы самого завода, то у правительства Курганской области есть несколько вариантов будущего предприятия. Так, например, глава Зауралья не исключал, что на площадке могут создать биатлонный центр. Директор департамента сельского хозяйства Сергей Пугин поддержал идею о перепрофилировании в завод по производству химических удобрений, поскольку их стоимость растет. Также обсуждаются многие другие варианты.
Но пока это все - лишь планы.
"Что в дальнейшем будет с заводом, на данный момент никто не знает, информации такой нет. В ближайшие два года будет дезактивация самого завода, в это время четкая ясность о перепрофилировании возникнет вряд ли", - уточняет Владимир Пономарев.
Последнее слово о судьбе завода останется за федеральными чиновниками, так как объект находится в федеральной собственности.