"Севморпуть" встретил преграды: "До сих пор это не транзитный коридор, а просто проход"
В Москве состоялась деловая сессия, посвященная перспективам развития "российской" Арктики. Ни текущая экономическая ситуация, ни санкции западных стран, ни цены на нефть не должны препятствовать освоению арктической зоны. Об этом в ходе "Дней Арктики в Москве" заявил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Но, как показало обсуждение, многое из действий Правительства говорит об обратном: ключевые проекты не получают должный импульс, для эффективного развития не хватает и ледокольного флота, на этом фоне кабмин принял решение перенести строительство ледоколов "Арктика". Подробности - в материале Накануне.RU.
Сегодня до 30% нетронутых мировых ресурсов сосредоточено на арктическом шельфе.
Вместе с тем на данный момент в арктические проекты заморожено инвестиций на $118 млрд, информировал министр.
"Арктика сегодня - это замороженное сокровище, за которым охотятся все страны, но оно почти всем пока не по зубам в силу инфраструктурных ограничений", - сказал, в свою очередь, президент "Деловой России" Алексей Репик.
Одним из важнейших инструментов для развития Арктики является госпрограмма развития судостроения и техники для освоения арктического шельфа, указал он. На сегодняшний день флагманским проектом представители бизнеса и власти называют "Ямал-СПГ". Как упомянул Репик, каждая межправкомиссия проходит с диалогом вокруг поддержки и финансирования проекта. "Однако не надо останавливаться возле одного мегапроекта. Надо смотреть на россыпь возможностей, которые предоставляет Арктика", - сказал он.
Эксперты подчеркнули, что для того, чтобы глобальные арктические проекты стали реальностью, требуется изначально обеспечить системный подход.
Актуальной задачей в этой связи становится развитие такого "уникального инструмента, как Северный морской путь". "Его грузопоток растет год от года, но сегодня он недостаточно востребован для значимых транзитных перевозок, с разработкой и освоением новых месторождений он получит новый импульс", - отметил глава Минприроды Сергей Донской. К ожидаемому росту востребованности этого направления приведет проект "Ямал-СПГ" и развитие обеспечивающей инфраструктуры, уверен он. По разным оценкам, потенциал грузопотока "Севморпути" может составлять до 65 млн тонн. "Наша общая задача - ускорять реализацию этих проектов", - добавил министр.
"Это будет не только ключевой транзитный маршрут, но и большой стимул для активизации делового сообщества для российского тихоокеанского побережья", - продолжил Репик. На данный момент идет работа по финансово-экономической модели СМП, и многие участники рынка ждут такого "ориентира".
Ввести в состав Правительства представителей "Ямала-СПГ" и "Норильского никеля" предложил в ходе сессии председатель правления ГК "Совфрахт" Дмитрий Пурим. По его мнению, именно эти проекты являются драйверами развития Северного морского пути, и их необходимо всячески поддерживать. "Севморпуть" пока трудно назвать коридором, скорее всего, это проход. Так как количество транзитных судов равно одному дню работы Суэцкого канала. Надо понимать, что пока это внутренний ресурс, который мы должны развивать", - прокомментировал он.
Многие участники сессии говорили о необходимости создания единого оператора по развитию "Севморпути" и госинфраструктуры, которая сможет регулировать все вопросы по проекту в комплексе.
Среди прочего специалисты обсудили и вопрос недостаточной обеспеченности РФ ледокольным флотом для эффективного развития СМП. Подробно эту тему в своем выступлении рассмотрел замгендиректора по эксплуатации флота ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов.
Он отметил, что из десяти гражданских атомоходов в настоящее время осталось только пять.
"Ледокол "Ленин" стоит в Мурманске как музей. Три ледокола типа "Арктика" уже отработали. Для восстановления ледокола "Советский Союз" необходимо 1,5 млрд руб. и 1,5 года, у субсидийного предприятия на ближайшее время таких денег нет", - пояснил Смирнов.
В "ходу" у РФ есть самый "молодой" ледокол 2007 г. "50 лет Победы", уточнил он. На Балтийском заводе идет строительство еще двух ледоколов типа "Арктика". К маю 2016 г. один из них будет спущен на воду. Однако к тому времени, когда они будут построены, закончится ресурс действующих ледоколов, сообщил представитель "Атомфлота". "Опять останутся те же самые четыре ледокола. Останавливаться на строительстве нельзя, поскольку они ничего не решат. Под них уже заключены договоры до 2040 г. с "Ямал-СПГ" по порту Сабетта и с "Газпромнефтью" - с мыса Каменного", - прокомментировал Смирнов.
Он также сообщил о восстановлении и скором введении в эксплуатацию лихтеровоза "Севморпуть". На следующей неделе он будет отправлен на ходовые испытания. Однако, как подчеркнул специалист, у региональных портов нет мощностей принять такой транспорт, и контейнерную линию с запада на восток можно будет открыть только после реализации программы Мурманского транспортного узла. "Мы готовы, но не можем запустить лихтеровоз", - добавил он.
На этом фоне кабмин принял решение перенести строительство ледоколов "Арктика", перераспределив средства и заложив наибольшее финансирование на эти цели на 2017 г. Министр природы не смог прокомментировать Накануне.RU целесообразность введения такой меры, сославшись на то, что это - компетенция Минтранса.
В рамках сессии участники также обсудили вопросы импортозамещения, промышленной инфраструктуры, туристической привлекательности арктической зоны. Все предложения Донской пообещал озвучить завтра вице-премьеру Дмитрию Рогозину на заседании комиссии по Арктике.