Минтранс затянул пояс Мурманскому транспортному узлу: основное финансирование проект получит через год
На "Днях Арктики" в Москве речь зашла о проекте комплексного развития Мурманского транспортного узла. Глава "Атомфлота" Андрей Смирнов, говоря о восстановлении лихтеровоза "Севморпуть", отметил, что региональные порты не могут принять такой транспорт и судно можно использовать только после модернизации порта на берегу Кольского залива, который станет частью контейнерной линии Северного морского пути. В правительстве Мурманской области отмечают, что модернизация транспортного узла идет по плану, однако добиться увеличения федерального финансирования для более быстрого завершения стройки не удалось, передает корреспондент Накануне.RU.
Ввод лихтеровоза "Севморпуть" намечен на начало 2016 г., с его помощью "Атомфлот" предложил перевозить контейнерные грузы в Мурманск с Дальнего Востока России по трассе Северного морского пути.
Однако программа развития крупнейшего у северных берегов России мурманского транспортного узла завершится только в 2020г. По словам Смирнова, "Севморпуть" сможет зайти в порт Мурманск только после этой даты.
Порт Мурманск – самый северный из незамерзающих портов России. Большие глубины на подходных фарватерах обеспечивают доступность для современных судов. Акваторию порта будут углублять, мероприятия предусмотрены в ФЦП "Развитие транспортной системы России", также по программе строится железнодорожная линия "станция Выходной - мостовой переход через р. Тулома - станция Мурмаши 2 - станция Лавна". Старт реализации проекта губернатор Мурманской области Марина Ковтун и министр транспорта России Максим Соколов дали в 2014 г., а проектные изыскания шли с 2011 г.
Проект реализуется в формате государственно-частного партнерства и предусматривает строительство объектов как федеральной, так и частной собственности. Общий объем инвестиций – 144,9 млрд руб., из них 55,9 млрд руб. выделяет федеральный бюджет. Частный объект – комплекс перегрузки мощностью 18 млн т в год с железнодорожной линией строит Морской торговый порт "Лавна". Управляющая компания проекта на днях отчиталась о ходе реализации проекта. Как рассказали Накануне.RU в областном правительстве, завершение строительства новой железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива запланировано в 2018 г., все остальные работы также идут по графику в соответствии с финансированием, утвержденным в ФЦП. Однако такие темпы регион "не совсем устраивают" – основное финансирование Минтрансом смещено на 2017-2018г.
"Два года назад предпринимались попытки ускорить финансирование проекта с тем, чтобы подрядчик мог активнее работать, но эти предложения не были поддержаны Минтрансом в связи с известной экономической ситуацией", - сказал вице-губернатор региона Алексей Тюкавин, добавив, что финансирование сокращено не было.
По ФЦП в 2016 г. бюджет выделит мурманскому узлу 2,9 млрд руб. из общего финансирования в 9,6 млрд руб. План на 2017 г. – 8,8 млрд руб. (21 млрд руб., включая средства частного инвестора), в 2018 г. – 12,9 млрд руб. (27,6 млрд руб.), в 2019 г. – 16 млрд руб. (36,1 млрд руб.), на последний год строительства приходится 10 млрд руб. из бюджета и еще 20 млрд руб. – от частного инвестора.
По прогнозу Минтранса, к 2030 г. на Мурманский транспортный узел будет приходиться около 70 млн т грузооборота, в том числе, контейнерные перевозки, идущие по Северному морскому пути, перевалку грузов может увеличить и реализация проекта "Белкомур", и начало активного освоения Арктики.
Напомним, что по итогам Восточного экономического форума президент Владимир Путин поручил к июлю 2016 г. подготовить финансово-экономическую модель по развитию Северного морского пути "в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок".