От улицы Царской - к храму Екатерины: в епархии рассказали о своих дальнейших планах по борьбе с "архаизмами" Екатеринбурга
Возможное переименование всего одной улицы Екатеринбурга – Толмачева – вызвало большие споры в городской общественности. Но, очень возможно, что это переименование лишь начало глубокого сотрудничества екатеринбургской мэрии и епархии по переименованиям "большевистских" улиц города. Если "процесс пошел", то стоит для начала понять логику его инициаторов.
С одной стороны, ясно, кем был Николай Толмачев. Он был пламенный большевик, родившийся в Екатеринбурге, внесший свой короткий, но яркий вклад в становление советской власти и на Урале, и в стране. Погибший в 23 года за идеалы Октября. В связи с этим советская власть в 20-х годах переименовала улицу Колобовскую в имени Толмачева.
Сегодня именно на этой улице находится Храм-на-Крови - одно из знаковых мест города, как известно, возведенное в 2000-2003 гг. в честь расстрела царской семьи на Урале.
Почему было выбрано данное место - уже не суть важно. Понятно, что прежде всего, исходя из того, что близко к центру города и что место снесенного по указанию тогда первого секретаря обкома КПСС Ельцина дома купца Ипатьева - тоже рядом. А дом этот стал последним местом жительства семьи последнего из династии Романовых царей.
Но вот почему стоит переименовать улицу, носившую имя большевика Толмачева в Царскую, а не в Колобовскую, если уж следовать логике возвращения исторических наименований, какова церковная трактовка поведения последнего царя династии Романовых и названия каких еще улиц не нравятся воцерковленным людям - узнать совсем не лишне.
Хотя бы потому, что екатеринбургская мэрия уж точно не сама инициировала переименования. Кто именно стал инициатором, рассказал Накануне.RU настоятель храма Вознесения Господня, протоиерей, священник, отец Алексей Кульберг.
"В епархию обращаются люди, жители города с такими вопросами: "Почему в городе есть улица Сакко и Ванцетти?". Они недоумевают: кто это такие были? Почему бы не назвать именами тех людей, которые сделали что-то для Екатеринбурга, а не тех, кто и в России-то никогда не был? В этом отношении епархия не то, что ни есть, ни пить, ни спать не может, лишь бы улицу переименовать. Мы просто понимаем, что есть некая алогичность, неисторичность в том, что улицы носят названия террористов или тех людей, которые и желали, и хотели того, чтобы России как страны не существовало", - рассказал в беседе с Накануне.RU священник.
Он добавил, что сотрудники епархии полагают, что логично и правильно, чтобы имена, топонимы красивого, современного города, устремленного в будущее, не были наполнены "архаизмами".
Относительно желания Николая Толмачева уничтожить Россию на данный момент ничего неизвестно. Что касается устремления в будущее, то, безусловно, каждый гражданин имеет право лелеять свой образ. Однако, монархия как будущее России пока никак не просматривается, разве что как уж очень отдаленное. Конкретных людей, которые недовольны наличием улицы Сакко и Ванцетти, наверное, знают в епархии. Но какое эти аргументы имеют отношение к переименованию конкретной улицы имени уроженца Екатеринбурга Толмачева в исторически не существовавшее название - Царская - из слов священника неясно.
Говоря о возможной вине церкви в том, что случилось с Россией после отречения Николая II - а церковь признала в свое время отречение императора и последующую власть Временного правительства (большевики пришли уже позже, когда многим стало очевидно, что именно "временщики" ведут страну к уничтожению) - священник отметил, что этот факт, якобы, притянут за уши, и изложил свою точку зрения.
Суть ее - на все была воля Божья, но вообще-то - виноват народ, именно он "довел страну".
Отец Алексей Кульберг образно поясняет: "Я бы сравнил это с кораблем, плывущим по волнам и управляемым капитаном. Под кораблем мы понимаем Россию, под капитаном – императора. Если капитан дает себе отчет, что корабль попал в условия, в которых затонет – наехал на льдину или, если он военный, то оказался окружен значительно превосходящими силами противника или же капитан увидел, что команда настолько деморализована, что не может дальше вести корабль – у капитана есть два варианта: либо он втихаря может спуститься, сесть на шлюпку и искать какого-то личного спасения или убежища, либо он говорит, что судьба корабля – его судьба и он готов разделить ее, какой бы трагичной она ни была".
Также священник добавил, что император – и в этом его отличие от нас – очень хорошо знал внутреннюю и внешнюю политические ситуации в стране. Он знал гораздо больше, чем о нем пишут, и даже больше, чем мы знаем сегодня. Обладая этой полнотой информации, Николай II и принял соответствующее решение: не бороться любой ценой за власть, даже за свою жизнь и, тем более, за государство.
"Если народ просит, а это происходило в лице ближайшего руководства, то пожалуйста, примите управление в свои руки. Это команда потом уже начала дебоширить, разваливать, разрывать судно на части. Это вопрос уже не к тому человеку, который за время своего правления увеличил население на 50 млн человек - а это показатель, ВВП в разы, человек, который ввел в стране образование, медицину, которых не было. Я считаю, эти достижения его как государственного деятеля заслуживают всяческого внимания №1. Он имел благородство и веру передать власть народу. Дальше вопрос не к Николаю, а к народу, который, к сожалению, не нашел в себе никаких сил сохранить ее и довел ее до такого состояния, до которого она дошла", - добавил отец Алексей.
Говоря о других переименованиях, в частности, остановки общественного транспорта на улице Малышева в "Храм Большой Златоуст", священник рассказал, что не понимает, а зачем изначально надо было сносить храм?
"А чем не угодил храм Большой Златоуст, что его надо было взрывать и сравнивать с землей? Если вы ответите на этот вопрос, я скажу, чем не угодил Малышев", - отметил священник.
Поясним - храм расположен на улице имени большевика Малышева, уроженца г.Верхотурье, погибшего от рук белочехов и также внесшего большой вклад в становление советской власти на Урале. Однако, приказа о взрыве храма Малышев не отдавал. Храмовые здания были взорваны в 1930 году, Малышев погиб в возрасте 28 лет в 1918 году.
По мнению отца Алексея Кульберга, созидание чего-то красивого и положительного для города является безусловным приобретением. Этот довод священник приводит, рассказывая об идее восстановления храма великомученицы Екатерины. И, если храм появится, для города это будет "приобретением".
"Другое дело, что если строительство храма внесет раздоры, распри в общество, это будет не очень хорошо. Поэтому митрополит Кирилл и активные горожане, занимающиеся этим вопросом, ищут такие решения вопроса, чтобы, с одной стороны, храм был построен и стал украшением города, а с другой – чтобы общество города приняло это именно как приобретение и восприняло бы это как положительное событие для города. Как это произойдет, каким образом будет достигнут консенсус? Есть видение, есть планы, о которых владыка митрополит и люди, этим занимающиеся, расскажут, дополнительно объявят и поделятся этой информацией", - резюмировал священник.