С собственниками оборонного "Курганмашзавода", оставшегося без отопления, призвали разобраться прокуратуру и ФСБ, а само предприятие - национализировать
Проблемы на одном из крупнейших зауральских заводов поставили его в уникальное положение – загруженный государственными заказами на годы вперед "Курганмашзавод" с приходом зимы остался без отопления и с многомиллионными долгами за газ. В Госдуме готовы реагировать на обращения заводчан, а в органах власти проблему избегают обсуждать, передает корреспондент Накануне.RU.
С неожиданными трудностями столкнулся в преддверии зимних месяцев "Курганмашзавод", входящий в крупный концерн "Тракторные заводы". На прошлой неделе на завод была прекращена подача газа и тепла, в связи с довольно большой задолженностью за уже полученный газ. В пресс-службе ООО "Газпром межрегионгаз Курган" сам факт подтвердили, но более подробного комментария не предоставили.
"Насколько я знаю, на сегодняшний день у них долги за газ более 60 млн руб., но это внутренняя информация самого завода, вы понимаете, что есть и секретные материалы, которые не могут быть даны для широкого доступа людей. Ко мне никаких обращений не было со стороны завода, если таковые будут, будем разбирать ситуацию детально", – прокомментировал Накануне.RU депутат Госдумы от региона Александр Ильтяков.
При этом, судя по данным на сайте газовой компании, задолженность у завода присутствует не только не первый месяц, но и возросла в разы – по состоянию на 1 октября долг КМЗ составлял около 18,5 млн руб., и, таким образом, увеличился более, чем в три раза, за два месяца.
При этом, напомним, что КМЗ – отнюдь не убыточное предприятие и не сидит без работы. Завод является разработчиком и единственным производителем боевых машин пехоты и специальной бронетехники, в частности прошедшей испытания и поступающей в войска БМД-4М, платформы для бронетехники "Курганец-25", а также одним из производителей новейшей БТР "Ракушка". Портфель заказов у завода расписан фактически до конца 2017 г., свои обязательства он выполняет и, в этом плане, вызывает удивление рост коммунальных долгов на десятки миллионов рублей.
"Нужно знать, поступили ли своевременно платежи со стороны заказчика, с чем связано само критическое положение, насколько главный акционер – "Тракторные заводы" – распределяет финансы грамотно и правильно. Надо много аспектов знать, чтобы делать выводы. Для меня ситуация непонятна – какие могут быть проблемы с оплатой, какие могут быть проблемы с отоплением, с электроэнергией, если люди получают заказ по линии оборонной промышленности и, вроде как, должны иметь деньги. Ведь все полностью рассчитано, все вложено в себестоимость, заблаговременные договоренности есть, поставки оборудования, оружия армии", – недоумевает Ильтяков.
По словам народного избранника, подобных проблем в таком масштабе не испытывает ни одно крупное предприятие в области.
"С одной стороны, когда было государственное управление, все было под контролем, но это не может длиться бесконечно, народ должен головой думать. Сегодня завод принадлежит концерну "Тракторные заводы", сегодня это то предприятие, которое получает заказы, получает стабильную оплату", – подчеркнул депутат.
Между тем, напомним, что и другой актив "Тракторных заводов" – ООО "Зауральский кузнечно-литейный завод" – столкнулся недавно с финансовыми трудностями. Предприятие, являющееся поставщиком деталей для КМЗ, выплатило зарплату тысяче сотрудников лишь после вмешательства областной прокуратуры и погасило долги на сумму 5,5 млн руб.
По мнению наблюдателей, такие проблемы возможны потому, что собственник заводов использует прибыльное и загруженное предприятие в качестве донора и "латает дыры" за счет стабильно работающего завода, выполняющего, в том числе, валютные контракты.
"Дело в том, что мы деньги непосредственно получаем централизованно. В концерне находится более 30 предприятий, которые между собой взаимосвязаны. Идет работа: мы им делаем продукцию, они нам делают продукцию, идут перебои с поступлением денег, и в общем, задолжали друг другу все", – пояснил ранее собеседник Накануне.RU на ЗКЛЗ, пожелавший остаться неназванным.
Концерн "Тракторные заводы" не впервые оказывается в подобной сложной ситуации. Полгода назад президент и основной владелец концерна Михаил Болотин сказал о том, что долговая нагрузка достигла 60 млрд руб. И для того, чтобы погасить часть долга, было решено выставить на продажу имущественный комплекс Волгоградского тракторного завода и Красноярского комбайнового завода. И если сибирский завод получил прописку в Поволжье, то ВгТЗ предполагалось перенести в Курган, но с тех пор движения в этом направлении не видно. Вполне логично, если для решения определенных проблем концерн использует поток доходов от КМЗ для "латания дыр".
При этом, Болотин вел недавно переговоры с губернатором области Алексеем Кокориным и обсуждал некоторые инвестиционные проекты, в частности, связанные с химзаводом, занимавшимся до недавнего времени утилизацией химического оружия. Однако, как уточнил Ильтяков, окончательных решений принято не было.
"Собственники полностью уничтожают КМЗ, те финансы, которые были всегда доступны в отношении оборонзаказа, думаю, что они их по своему назначению распределяли, а не выполняли те заказы, которые надо было выполнять для государства. Сегодня они в долгах как в шелках. Конкретно сказать не могу, потому что завод стал недоступным, на завод никого не пускают, держат все в тайне", – прокомментировал Накануне.RU бывший замгендиректора КМЗ, депутат облдумы Иван Евгенов.
По мнению депутата, чтобы спасти завод и сохранить выпуск важнейшей для "оборонки" продукции, необходимо принимать решение о национализации завода.
"Надо подключаться областной администрации, хватит блудить по задворкам Кокорину, надо приглашать собственника, разбираться с ним, рассматривать совместно вопрос с министерством обороны в отношении этих собственников и принимать решение. Этот завод на сегодняшний день забирать в государственную собственность, иначе мы останемся без танкобронной продукции. Сегодня, вроде бы, и оборонзаказ есть, и они не могут с ним справиться. Надо разбираться сегодня с этим заводом генпрокуратуре, Следственному комитету и ФСБ – они должны разбираться с этими собственниками, с Болотиным", – считает Евгенов.
По его словам, несмотря на важность проблемы, она не обсуждается ни в областной администрации, ни в областной думе.
"Это прерогатива администрации области, но у власти области находятся непрофессионалы – и губернатор, и его заместители. Это категорическое заявление, но оно имеет почву", – подчеркнул народный избранник.
Депутат поставил областной власти в вину кризисное положение ряда других промышленных предприятий, в частности, упомянул Курганский автобусный завод и курганский завод трубопроводной арматуры "Икар".
Между тем, получить ответ на официальный запрос Накануне.RU, направленный в пресс-службу концерна, на момент публикации не удалось. Аналогичный запрос в департамент промышленности области также остался пока без ответа. В областной федерации профсоюзов от каких-либо комментариев на этот счет отказались, "отправив" в заводской профком. Однако и там получить комментарий о ситуации на заводе не удалось.
Напомним, что крупные холдинги, выпускающие новейшую оборонную продукцию, не впервые столкнулись с финансовыми трудностями. После юбилейного Дня победы в этом году финансовые требования к производителю танков Т-90С и платформы "Армата" - корпорации "Уралвагонзавод" - предъявил "Альфа-банк", потребовав срочно погасить кредиты на несколько миллиардов рублей и даже арестовав имущество одного из заводов, входящих госкорпорацию.