Кобылкин решил ответить Эрдогану: Северный морской путь может стать альтернативой Босфору
Порт Сабетта после запуска не сможет стать многопрофильным, железная дорога к нему будет строиться позже. Ускорить процесс могли бы другие промышленные регионы УрФО, товары которых в конечном итоге и "поедут по рельсам". Но они пока не проявляют инициативы - к вопросу могло бы подключиться полпредство, сказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин на сегодняшней пресс-конференции, передает корреспондент Накануне.RU.
Без железной дороги Сабетта будет работать на проект "Ямал СПГ", как и предполагалось до того момента, как порт решено было сделать многопрофильным. По словам губернатора, в течение 10 лет вложенные в порт государственные деньги вернутся.
"У меня нет сомнений, что Северный морской путь (СМП) получит новый импульс для реализации в связи с тем, что происходит в мире. Когда мы просчитывали кратчайшие расстояния для наших товаров, мы видели Суэцкий канал, который принадлежит Египту, а вы знаете, какие у нас отношения и насколько все будет непросто, и Босфор через Турцию. У нас сегодня есть правильные геополитические движения в реализации СМП, так как это полностью наш коридор", - сказал губернатор.
По его словам, транзит может быть доступен для всех государств, которые будут испытывать сложности с проходом через Турцию и Египет.
В проект СМП встроен еще один северный порт: сейчас федеральное финансирование идет на развитие Мурманского транспортного узла. Но конкуренции между проектами за грузопоток нет, уверил Кобылкин. Мурманский порт имеет выход на Северный морской путь, а Сабетта – еще на морскую часть Шелкового пути.
"Ямальский порт выходит на большой Северный морской муть – на шелковый путь. Чтобы этот проход сделать не шестимесячным, а 12-месячным, его нужно насыщать большим количеством грузов. Для того, чтобы обслуживание атомных ледоколов было минимальным по себестоимости. Если он будет конкурентоспособным, то все товары из Европы в Азию пойдут по СМП. Поэтому мы не имеем права говорить, кто вносит больший вклад, а кто меньший", - сказал Дмитрий Кобылкин, отвечая на вопрос Накануне.RU.
Пока что проект СШХ находится в ожидании федерального финансирования. Когда рельсы будут проложены, по ним поедут товары промышленников со всех регионов Уральского федерального округа.
Главу Ямала спросили, нет ли планов задействовать в проекте, в первую очередь, финансово, соседние регионы, которые заинтересованы в строительстве железной дороги. Дмитрий Кобылкин такую возможность не исключил, но договариваться с губернаторами нужно полпреду, сказал он.
"Есть такие варианты. Но я руководитель Ямало-Ненецкого автономного округа, я отвечаю за конкретный субъект. Риски, которые мы закладываем в проект, мы называем МГД – минимальный гарантированный доход. Это то, что мы можем взять на себя в части финансирования после достройки дороги, если не дополучим грузовую базу. Я не могу рассчитывать на металл, зерно, уголь, потому что мы не производим эту продукцию. Скорее всего, это должна быть работа Уральского федерального округа. Вряд ли губернатор Ямала может эту работу провести", - отметил глава ЯНАО.
Пока что экономическая модель зависит от грузов, заявленных нефтегазовыми компаниями. С челябинскими трубниками и другими уральскими промышленниками сейчас диалога не выходит.
"Это больше зависит от полномочного представителя президента, от УрФО, от Свердловской области. Я хотел бы их сюда привезти, чтобы они увидели, что мы не шутим: этот коридор появится, и танкеры в 2017 г. будут отходить от порта Сабетта. Просто после этого мы еще 2-3 года будем строить железную дрогу. Хочется, чтобы было быстрее, это возможность выхода на другие рынки и более конкурентная российская продукция", - заключил губернатор.