Нобелевский комитет опубликовал лекцию Алексиевич о "красных" людях, которые все равно победили
Белорусская писательница Светлана Алексиевич накануне зачитала свою нобелевскую лекцию в Стокгольме. Текст речи опубликован на сайте Нобелевского комитета. Ранее она получила Нобелевскую премию по литературе за произведения, показывающие народ и советскую эпоху через популярную призму "переоценки ценностей". Текст лекции анонсировался как жесткий и обличительный, но исподволь вышло, если откинуть лирику и "страшные истории", что это текст-капитуляция некоего "свободного" человека перед не таким уж и скверным, живучим "красным". Текст озаглавлен "О проигранной битве".
"Мой отец, он недавно умер, до конца был верующим коммунистом. Хранил свой партийный билет. Я никогда не могу произнести слово "совок", тогда мне пришлось бы так назвать своего отца, "родных", знакомых людей. Друзей. Они все оттуда – из социализма. Среди них много идеалистов. Романтиков. Сегодня их называют по-другому – романтики рабства. Рабы утопии", - поясняет писательница. Дальше по тексту проходит красная линия о "красных" людях.
"Варлам Шаламов писал: "Я был участником огромной проигранной битвы за действительное обновление человечества". Я восстанавливаю историю этой битвы, ее побед и ее поражения. Как хотели построить Царство Небесное на земле. Рай! Город солнца! А кончилось тем, что осталось море крови, миллионы загубленных человеческих жизней. Но было время, когда ни одна политическая идея XX века не была сравнима с коммунизмом (и с Октябрьской революцией, как ее символом), не притягивала западных интеллектуалов и людей во всем мире сильнее и ярче", - говорит писательница в начале речи.
"Двадцать лет назад мы проводили "красную" империю с проклятиями и со слезами. Сегодня уже можем посмотреть на недавнюю историю спокойно, как на исторический опыт. Это важно, потому что споры о социализме не утихают до сих пор. Выросло новое поколение, у которого другая картина мира, но немало молодых людей опять читают Маркса и Ленина. В русских городах открывают музеи Сталина, ставят ему памятники. "Красной" империи нет, а "красный" человек остался", - говорит Алексиевич.
"Красные девчонки" 1941 - победившие в страшной войне женщины пика "красной" идеи, по словам Алексиевич, заслоняют собой ГУЛАГ. "Красный" человек остался один в перестройку, говорит писательница, сам себе ответил на вопросы, которые она поставила, сделал свой выбор - и те, кто выбрали "свободу" - ее не осилили. ""Красный" человек так и не смог войти в то царство свободы, о которой мечтал на кухне. Россию разделили без него, он остался ни с чем", - говорит она.
"Беру на себя смелость сказать, что мы упустили свой шанс, который у нас был в 90-ые годы. На вопрос: какой должна быть страна – сильной или достойной, где людям хорошо жить, выбрали первый – сильной. Сейчас опять время силы. (...) Время повернуло вспять ... (...) Теперь я не уверена, что дописала историю "красного" человека ..." - завершила нобелевскую речь "писательница перестройки".
Напомним, Алексиевич подверглась критике за произведения, высоко оцененные на Западе. Президент Белоруссии Александр Лукашенко очень жестко отреагировал на награждения за такое "творчество": "Скажу опять же о наших отдельных "творцах", творческих личностях, даже лауреатах Нобелевской премии, которые не успели еще ее получить, выехали за пределы страны и постарались ушат грязи вылить на свою страну. Это неправильно, это не оппозиционность. Это абсолютно неправильно, потому что Родину, свою землю, как и своих родителей, свою мать не выбирают. Она такая, какая она есть. Если ты плохо говоришь о Родине, стыдишься ее, значит, ты, прежде всего плохой сын", - заявил тогда Александр Лукашенко.
Алексиевич, добавим, до 80-х годов ХХ века получала премии имени Николая Островского, имени Ленинского комсомола, работала советским журналистом, состояла в Союзе писателей СССР, с перестройкой ее риторика изменилась и стала резко осуждающей все - власти, страну, народ. Но именно из голосов "народа" она сплела свои произведения. Старики-ветераны в ее книгах не те светлые герои, принесшие жизнь на плаху будущему своей страны и народу, здесь это обыватели, жестокие убийцы, страдальцы и жертвы режима. Несмотря на то, что якобы писательница представляет "глас народа" - она не перестает осуждать этот же народ за нежелание демократизироваться и отказаться от национальных чувств . Писательница не скрывает, что основной читатель ее произведений - не в бывшем Соцлагере, а на 180 градусов западнее.