Ямалу - 85 лет! Чем живет российская Арктика
Есть ли жизнь на Полярном круге? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, стоит побывать в единственном в мире городе, расположенном на земной параллели в 66°33 от экватора. Салехард – "селение на мысу" в переводе с ненецкого – в этом году отмечает 420-ю годовщину со дня основания, а сегодня столица уральского газового севера празднует еще и 85-й день рожденья Ямало-Ненецкого автономного округа. Географическая визитная карточка Ямала за последние десятилетия изменилась до неузнаваемости: вместо деревянных тротуаров – асфальт, разноцветные многоэтажки постепенно сменяют бараки, а с Большой землей автономию связывают не только переправы, но и мосты.
Ямало-Ненецкий автономный округ ассоциируется, прежде всего, с газовыми и нефтяными месторождениями, в субъекте добывается 70% российского газа и 18% нефти и конденсата. Здесь обосновалась пятерка крупнейших нефтегазовых компаний, ТЭК дает работу 74 тыс. ямальцев – больше 22% работающего населения округа. Диверсификация экономики опять же завязана на добыче – обрабатывающая промышленность представлена газохимическими мощностями, НПЗ, ШФЛУ-проводами. Потому цены на нефть и объемы добычи углеводородов – основные ориентиры для верстки бюджета региона.
А учитывая, что львиная доля налоговых сборов с севера отправляется в Москву, эти переменные отражаются и на доходах госказны. В 2015 г. на Ямале будет добыто 20,4 млн т нефти ( 21,5 млн т в 2014 г.) и 508,3 млрд кубометров газа (516,2 млрд кубометров в 2014 г.) К 2020 г. по расчетам правительства ЯНАО добыча нефти увеличится вдвое (такие объемы жидких углеводородов на Ямале добывали в далеком 2004 г., когда падение добычи еще не началось), газа – до 620 млн т. Прогноз основан на планах по разработке новых месторождений нефти в районе прохождения нефтепровода "Заполярье – Пурпе" (Русское, Мессояхинское и Сузунское), наращиванию добычи на Новопортовском месторождении до 8-9 млн т в год и росту экспорта газа. Сегодняшняя тенденция связана с отсутствием инфраструктуры для транспортировки полезных ископаемых, уверены в профильном департаменте.
"Добыча у нас происходит в южной части ЯНАО, где месторождения открыты давно, запасы трудноизвлекаемые. Чтобы сделать такие месторождения ликвидными на нефтяном рынке, нужны затратные технологические схемы. Ресурсная база дает нам возможность вводить в эксплуатацию новые группы месторождений, как раз нефтепровод Заполярье-Пурпе позволяет начать работу на Русском, Мессояхинском и Сузунском участках с суммарными запасами около 3 млрд т. Но компания не может прийти и добывать нефть, пока нет логистической системы, ввести в промышленную эксплуатацию месторождения невозможно. В 2016 г. нефтепровод Заполярье – Пурпе будет запущен и уровень добычи нефти повысится. Что касается газа, то добыча газа традиционно складывается из потребностей на внутреннем и внешнем рынках. Какова потребность, такова и добыча. Безусловно, мы ожидаем роста поставок в Китай и страны АТР по Северному морскому пути", - рассказала Накануне.RU директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Юлия Чеботарева.
В долгосрочной перспективе – освоение шельфовых месторождений Обской губы и еще один СПГ-проект. В 2016 г. начнутся работы по созданию второго центра по сжижению газа на полуострове Гыдан. Ресурсная база – Салманское, Утреннее и Геофизическое месторождения. Инфраструктуру подготовят к 2020 г.
Все эти запасы уже разведаны, поэтому планы по росту добычи на Ямале не увязаны с более интенсивной геологоразведкой. ВИНКи сокращают инвестиции в ГРР, не желая брать на себя финансовые риски. В 2015 г. объем ГРР сократится примерно на 10%. Ямал просит федеральных законодателей мотивировать недропользователей: предусмотреть снижение разовых платежей при получении лицензий на разведку. Но вопрос пока не решен.
Помимо нефти и газа из недр Ямала в ближайшее время ничего добывать не будут. В районе Уральских гор есть запасы нефрита, золота. А вот сенсационное заявление ученых о залежах алмазов в ЯНАО так и не подтвердилось, исследователи не познакомили ямальские власти с итогами своей экспедиции. Напомним, что твердые ископаемые в автономии хотела добывать "Корпорация развития", для этого даже существовал проект меридиональной железной дороги. Смысла в возвращении к нему в регионе не видят. Во-первых, ресурсная база слишком мала, интерес к добыче руды проявил только Челябинский металлургический комбинат, который получил лицензию и работает. Во-вторых, первостепенную важность сейчас имеет магистраль широтная.
Прокормиться в прямом смысле слова за счет нефти и газа регион не может. Поэтому полярная ночь и крепкие морозы не стали препятствием для разведения коров, молочный цех "Салехардагро" в сутки перерабатывает 1,5 т молока. За короткое ямальское лето аграрии умудряются вырастить картофель. Рыболовство и оленеводство, которыми большей частью заняты представители коренных малочисленных народов, поддерживаются отдельными законами автономии. К тому же в округе возрождается сеть факторий, на них из бюджета прошлого года было выделено 290 млн руб. Из 60 существующих факторий половина построены в последние пять лет.
"Делать добрые дела с деньгами в кармане гораздо проще", - сказал на недавней пресс-конференции губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. Действительно, вряд ли в рядовом российском регионе могли бы позволить себе построить детский сад с бассейном, планетарием, зимним садом, компьютерным классом. В ЯНАО таких детсадов будет три, один строительная компания "ВИС" уже сдала в Новом Уренгое, еще два строятся в Салехарде.
Трехэтажный детсад в микрорайоне Богдана Кунянца "ВИС" строит в рамках проекта государственно-частного партнерства. Два ДОУ в столице Ямала на 300 мест каждый, детсады в Новом Уренгое, Тазовском, селе Горки и детсад со школой в Муравленко стоят 6 млрд руб. Детсад уже подключили к системе отопления, несмотря на морозы, работы ведутся как снаружи здания, так и внутри: полностью выполнено устройство фундамента, на 75% завершен монтаж кровли. Строители ждут, когда по переправе из Лабытнанги разрешат проезд машинам массой более 30 т., часть конструкций пока находится на другом берегу Оби. В том числе витражи для планетария.
"Наша компания не только строит, но и будет полностью оснащать детский сад, вплоть до игрушек. Стараемся привозить отечественное оборудование, но по некоторым позициям нет аналогов, поэтому заказываем из-за рубежа. Программу импортозамещения стараемся соблюдать", - рассказал начальник Салехардского территориального управления "ВИС" Анатолий Палюга.
Совместно с турецким подрядчиком ВИС построила детсад "Улыбка", и вновь никакого типового проекта – если приглядеться, в трехэтажном разноцветном дворце просматриваются очертания чума. Круглое здание позволило сгладить углы в группах, придав им более привычную для детей коренных народов округлую форму.
Строители признаются, что получают заказ на такие детсады только от Ямала, проекты сами по себе дорогие, цену увеличивает свайное строительство и сложная логистика:
"Материалы завозятся в летний период навигации. Она длится от двух до четырех месяцев. Поэтому стоимость строительства здесь объективно выше, чем в центральной России".
На Ямале идет строительство 20 детсадов на 4250 мест, в электронной очереди стоят 507 детей. По словам начальника отдела общего и профильного образования департамента образования ЯНАО Натальи Завоюры, очереди нет в девяти муниципалитетах, наиболее сложная ситуация в Салехарде. Но после открытия еще одного детсада в 2015 г. очередь по актуальным местам будет полностью ликвидирована до конца года.
Несмотря на то, что представители КМНС каслают оленей на снегоходах и пользуются спутниковыми телефонами, своих детей в детсады и школы они отдают неохотно. Ежегодно детей тундровиков собирают в школы-интернаты, откуда часть из них сбегает домой. Поэтому образовательные услуги пытаются оказывать с доставкой в чум, работает проект "кочевые педагоги". В места кочевий выехали девять детсадов, три школы и школа-сад. Подготовку кадров ведет Ямальский многопрофильный колледж – крупнейшее учреждение среднего профобразования в автономии, где учится 3 тыс. студентов.
"Сейчас наши учителя работают на фактории Лаборовая в сторону Карского моря, они кочуют вместе с родителями. Учителя сами из числа КМНС, они знают всю специфику. К тому же их поддерживает правительство: предоставляют "бураны", спутниковые телефоны, компьютеры с интернетом, электростанции. Конечно, зарплата тоже приличная", - рассказал директор Ямальского многопрофильного колледжа Игорь Трисорука.
Многопрофильный колледж образовался в 2009 г., регион пошел на смелый эксперимент, объединив несколько разнопрофильных технических и гуманитарных училищ: педагогический колледж народов Крайнего Севера, училище культуры и искусств, медицинское училище и профучилище № 12. Все направления удалось сохранить, сейчас колледж ведет подготовку по 29 специальностям и 18 профессиям СПО. Что особенно ценно, колледж готовит кадры для работы в Арктике, одна из самых популярных специальностей – судоводители.
Выпускники могут работать только на маломерных судах, но после переподготовки им можно доверить и штурвал ледокола. Один такой выпускник уже есть, а с 2016 г. колледж начнет готовить водителей судов морского класса, потребность в которых возрастет с открытием порта Сабетта.
"На втором курсе весной в период навигации студенты выходят на практику. Несмотря на то, что у них нет диплома об образовании, они уже имеют квалификацию, поэтому они могут во время учебы работать на оплачиваемых местах. "Ямалфлот" забирает у нас выпускников, в этом году практиканты работали в Тюмени, Омске, два практиканта работали в Севастополе на морских судах. Перед набором мы связываемся с основным работодателем, Речпортом, сейчас появилась Южная судоходная компания, которая обслуживает Сабетту и на сегодняшний день на навигацию 2016 г. у нас четыре заявки только на Сабетту", - рассказала старший мастер Галина Дронзикова.
В колледже готовят медперсонал ФАПов
Судоводители работают на судах Почты России, рыбзаводов, нефтеналивных кораблях – специальность на окруженном реками полуострове востребована.
Жить от навигации к навигации Ямалу придется еще долго, отказаться от переправ и зимников в ближайшем будущем не получится. Дорожное строительство ведется с привлечением федеральных средств, в частности сейчас регион ждет ответа от правительства о финансировании моста через Обь – еще одного объекта Северного широтного хода. Это единственная альтернатива главной ледовой переправе Салехард – Лабытнанги, толщину льда на которой сейчас проверяют ежедневно.
Пока по переправе пускают только пятитонники, когда толщина льда достигнет 90 см по ней поедут большегрузы. Но дважды в год – в период весенней распутицы и ледостава жители Приуральского района попадают в транспортную изоляцию – добраться до Большой земли можно только на вертолете, билет от Салехарда до Лабытнанги стоит чуть больше 900 руб.
"В рамках Северного широтного хода мост необходим. Просто строить его между двумя городами нецелесообразно, потому что его стоимость превышает 70 млрд руб., бюджет такой нагрузки не потянет", - рассказал заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Алексей Федосов.
Регион уже откладывает сроки ввода новых дорог, дольше, чем предполагалось, общая протяженность автозимников в регионе – 836,8 км, на их содержание округ ежегодно тратит полтора миллиарда рублей.
"Некоторые зимники просуществуют долго. У нас сооружается четыре зимника. Надым – Салехард исчезнет к 2020 г. после строительства дороги. Уренгой – Красноселькуп, протяженностью 132 км, в среднесрочной перспективе тоже будет строиться. Между Уренгоем и Красноселькупом есть Южнорусское месторождение и к нему дорога построена, разрыв до Красноселькупа – 105 км. Что касается поселков Яр-Сале и Мужи, проект рассматривается до 2020 г.", - рассказал Федосов.
Связь на Ямале стараются не терять не только с Большой землей, но и со своим прошлым. В Салехарде стоит памятник 501-й стройке, дорога "Чум – Лабытнанги – Салехард – Игарка" так и не была достроена после смерти Сталина. Память о более древних обитателях территорий хранится в музейно-выставочном комплексе им И.С. Шемановского: здесь и мамонтенок Люба, и загадочная находка – мумифицированный мужчина 13 века. Сюда же привозят фрагменты судов арктического конвоя БД-5, которые в 1944 г. были подбиты немецкой подводной лодкой. Региональный проект "Карские экспедиции" по увековечиванию памяти погибших будет работать и в следующем году, его финансирование не сокращается.
Глава автономии Дмитрий Кобылкин на итоговой пресс-конференции поделился своим взглядом на главные итоги развития Ямала, все они так или иначе связаны с освоением российской Арктики:
"Первое: мы абсолютно ушли от понимания, что Ямал – это территория вахтовой зоны. Мы доказали, что Ямал способен формировать будущих специалистов для освоения Арктики. Второе: мы уже в Арктике, мы уже имеем инфраструктурные проекты, которые запустили и запустим первыми в мире. То, что будет сделано на территории округа, не делали еще ни в одной точке земного шара. Каждый наш шаг – инновационный. Мы подтягиваем в Арктику науку. Отсюда третье: глобально важно для всей Арктики, для Ямала, чтобы наука шла впереди топливно-энергетического комплекса, любого промышленного освоения. К примеру, остров Белый в Карском море становится островом науки. На мой взгляд, по такой аналогии должна выстраиваться вся Арктическая зона. Именно здесь, в высоких широтах, должны находиться наши научные центры. Это должна быть фронтовая практическая площадка Арктики".