СПЧ рекомендовал Правительству отменить систему "Платон", а Генпрокуратуре - проверить компанию Ротенбергов
Совет по правам человека при президенте России рекомендовал Правительству срочно озаботиться разрешением конфликта с водителями-дальнобойщиками и рассмотреть вариант полной отмены системы "Платон". Выводы содержатся в решении СПЧ по итогам совещания, посвященного взиманию платы за проезд большегрузов по федеральным трассам, передает корреспондент Накануне.RU.
СПЧ привлекала к обсуждению протестов дальнобойщиков руководителей Минтранса и Росавтодора, силовиков, представителей компании "РТИТС" - оператора системы "Платон", а также ассоциации "Дальнобойщик" и межрегионального профсоюза водителей-профессионалов.
Совет рассматривал конфликт в контексте защиты одного из основных прав человека – права свободно распоряжаться своими способностями к труду и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Правительству РФ нужно "срочно озаботиться" разрешением конфликта с водителями-дальнобойщиками, используя для этого все возможности равноправного и конструктивного многостороннего диалога, сказано в заключении СПЧ. Сейчас, напомним, члены кабмина во главе с Дмитрием Медведевым считают, что "Платон" должен продолжать работу.
Совет полагает также, что содержащиеся в президентских посланиях 2014 и 2015 гг. требования не повышать нагрузку на бизнес, не вводить новые налоги и сборы, а, напротив, обеспечить простор для предпринимательской активности, должны стать дорожной картой для парламента и правительства. В связи с этим СПЧ предлагает отменить транспортный налог или компенсационный сбор, с одновременным отнесением выпадающих доходов на цену топлива (топливный акциз).
"Необходимо рассмотреть возможность полной отмены системы "Платон", если иные механизмы взимания налогов и сборов для целей развития дорожной сети представят собой оптимальную альтернативу", - отмечают в СПЧ.
Совет рекомендовал Минтрансу сделать более точные расчеты суточного пробега большегрузов и исходя из этого скорректировать тарифы, а компании семейства Ротенбергов - предоставить доказательства обоснованного получения 10,6 млрд руб. за осуществление функций оператора системы "Платон". Вместе с тем, СПЧ попросили Счетную палату и Генпрокуратуру проверить концессионное соглашение с "РТИТС".
Отметим, что дальнобойщики по-прежнему митингуют против платного проезда по федеральным трассам. Сейчас тариф составляет 1,53 за км, он был снижен вдвое. Позднее в десять раз снизились штрафы за отказ от регистрации в системе.
Вместе с тем вскоре собственников большегрузов могут обязать платить и за проезд по региональным и муниципальным дорогам - в нескольких регионах разрабатывают такие поправки. Проект, который законодательно позволит сделать платными все российские дороги для фур, находится на рассмотрении в Госдуме.