"Ямал" остался без федеральной субсидии. Цены на билеты еще больше вырастут?
Авиакомпания "Ямал" на 2016 г. не получила федеральную субсидию на региональные перевозки. В этом году государство компенсировало "Ямалу" стоимость перевозки пассажиров по 12 региональным маршрутам с вылетом из Екатеринбурга в Тюмень, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Барнаул, Нижний Новгород. Также среди субсидируемых направлений были перелеты в Ханты-Мансийск. Авиакомпания подавала заявку на федеральную субсидию и на 2016 г., но Росавиация не включила перевозчика в перечень получателей. Ямальские рейсы из Екатеринбурга в Надым, Новый Уренгой и Ноябрьск достались авиакомпании "РусЛайн". Если список получателей субсидии не будет скорректирован, в 2016 г. авиакомпания может рассчитывать только на субсидии от правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, что позволит сдерживать цены на перелеты внутри "матрешки".
А вот популярные рейсы из Салехарда в Москву и Тюмень, к которым было больше всего претензий у пассажиров, от ухудшения общей конъюнктуры не застрахованы - "столичные" маршруты не субсидируются с 2014 г. Перевозчик уже заявлял об убытках в 4 млрд руб. из-за закрытия международных направлений, а в 2016 г. "Ямалу" предстоят серьезные вложения в программу обновления парка - до Салехарда, наконец, долетят "Суперджеты".
Гендиректор авиакомпании Василий Крюк заявлял, что в 2016 г. тарифы на перевозки расти не будут, однако тогда Росавиация еще не распределила субсидии, и "Ямал" явно рассчитывал на господдержку. Региональные власти заявляют, что субсидии со стороны автономии на авиаперевозки не снижаются. Региональная госпрограмма "Развитие транспортной инфраструктуры" в 2016 г. не сократилась, на дороги, водный и воздушный транспорт в бюджет заложено 7,3 млрд руб.
"Субсидирование организаций воздушного и внутреннего водного транспорта правительством округа осуществляется для обеспечения прав граждан на свободу передвижения, проживающих в населенных пунктах, не обеспеченных иными круглогодичными наземными транспортными схемами. Объем перевозок сохранится на уровне 2015 г. – это более 48 тыс. пассажиров на внутренних рейсах и 154 тыс. – в Тюмень и другие субъекты Федерации. С 2011 по 2014 гг. правительством округа субсидировались 26 межмуниципальных и восемь межрегиональных маршрутов", - отметил первый заместитель губернатора округа Алексей Ситников.
Как пояснили Накануне.RU в пресс-службе правительства Ямала, субсидии округ выделяет на межрегиональные маршруты Надым – Москва – Надым, Надым – Тюмень – Надым, Ноябрьск – Москва – Ноябрьск, Ноябрьск – Тюмень – Ноябрьск. Среди межмуниципальных маршрутов субсидируются практически все.
"Авиаперелеты дорого обходятся ямальской казне, но правительство ЯНАО, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию и дефицит бюджета, ежегодно изыскивает миллиарды рублей на субсидирование воздушного транспорта. Без дотаций округа рейсы внутри региона обойдутся жителям во много раз дороже и будут многим не по карману. Федеральную субсидию на перевозки из населенных пунктов Ямала авиакомпания не получает. Таким образом, правительство ЯНАО сдерживает рост цен и делает билеты за счет субсидирования из бюджета округа более доступными", - комментируют ситуацию в пресс-службе.
Пока что, ссылаясь на слова Василия Крюка, в правительстве говорят о том, что цены в 2016 г. не повысятся. Но стоит заметить, что к радости и удивлению ямальцев, в конце 2015 г. цены на билеты у самого крупного перевозчика ЯНАО даже начали падать. Если раньше прямой перелет из Салехарда в Москву (перелеты в столицу и в Тюмень из Салехарда и Нового Уренгоя не субсидируются из-за высокого пассажиропотока) стоил больше 13 тыс. руб., то сегодня средняя цена билета 10 тыс. руб., а на некоторые рейсы менее 9 тыс. руб. Появление дешевых билетов совпало с появлением петиции с жалобами на завышенные тарифы, адресованной к президенту.
Стоимость билета складывается из расходов авиакомпании (35%, сюда входит лизинг, обслуживание, зарплата), обслуживания в аэропорту (31%), расходов на ГСМ (26%), аэронавигации, агентских сборов, объясняют в компании. При этом, цены на перелет из Салехарда и из других аэропортов Арктической зоны сравнимы.
Самая емкая статья расходов с появлением в парке АК новых российских самолетов "Сухой Суперджет-100" увеличится. Два "Суперджета" из 25 должны были долететь до Ямала уже в 2015 г., но сроки поставки перенеслись на первый квартал 2016 г. из-за того, что 30 млрд руб., обещанные Правительством, вовремя не дошли до государственной лизинговой компании. Таким образом, в 2016 г. авиакомпания получит 17 самолетов, а в 2017 г. – 18. Сделать аренду воздушных судов более дешевой для "Ямала" планируют за счет новых налоговых льгот.
На декабрьском заседании заксобрания будут рассматриваться поправки в закон автономии "О налоге на имущество организаций". Предлагается установить налоговую льготу для лизинговых компаний, зарегистрированных на территории автономного округа, предоставляющих имущество в аренду. По такой схеме Ямалу будут переданы "Суперджеты", однако региональное законодательство сейчас не предусматривает льгот при аренде судов. Льгота должна снизить стоимость лизинга и аренды, полагают в профильном департаменте, что позволит "Ямалу" обновить парк на более выгодных условиях. Какие выпадающие доходы понесет региональная казна, в правительстве не уточняют.
Отметим, что субъекты "матрешки" в 2016 г. в складчину финансируют работу югорской авиакомпании "ЮТэйр": правительство Югры выделило 962 млн руб., Тюменской области - 532,712 млн руб. Ямал в спасении убыточной авиакомпании не участвует, "ЮТэйр" не обратился в автономию с заявкой на субсидирование социально-значимых маршрутов.