"Политические шахматы" Бориса Дубровского: ШОС, ГОК, снег, смог
Новый, 2016, политический год на Южном Урале стартовал в первый же рабочий день 11 января, когда, как и объявлялось ранее, была представлена новая схема исполнительной власти региона.
Все, о чем до новогодних праздников писало Накануне.RU, в вопросах перестановок и назначений в правительстве и администрации губернатора, и было реализовано. Однако, собственно полномочия вице-губернаторов, коих теперь стало шесть, наводят на определенные размышления.
Итак, единственным первым "вице" остался магнитогорец Евгений Редин, начинавший в резиденции на Цвиллинга еще при Петре Сумине.
Очевидно, что у него самый большой и главный объем работы – социальный блок и все с ним связанное, плюс финансы.
Первого вице-губернатора, куратора экономического блока, каким был в течение последних нескольких лет Сергей Комяков, в администрации больше нет. Его полномочия ушли сразу нескольким другим заместителям, включая того же Редина.
Осталось пять "простых" заместителей губернатора Бориса Дубровского. Сохранили, по крайней мере, пока, свои посты (и практически те же полномочия) Вадим Евдокимов, Сергей Шаль, Руслан Гаттаров, Олег Климов и, как было ясно еще до наступления нового года, под опытного аппаратчика Евгения Голицына создан пост руководителя аппарата и губернатора, и правительства, причем, Голицын станет трудиться в статусе именно заместителя Дубровского.
Именно на него, очевидно, будет возложена, по крайней мере, часть обязанностей прежних "политических" вице-губернаторов, по разным причинам расставшихся с этой должностью в ушедшем году – Николая Сандакова и Ивана Сеничева. Впрочем, здесь возможны варианты.
Стоит отметить, что сохранивший и пост, и полномочия заместитель губернатора Руслан Гаттаров, похоже, в ближайшее время заметно может усилить собственный аппаратный вес. На нем по-прежнему координация усилий администрации по работе с федеральными органами власти и работа с муниципалитетами, видимо, Гаттаров продолжит и работу по подготовке к проведению в Челябинске саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2020 году. При всей неоднозначности и сложном отношении к данному проекту экспертного сообщества, о чем мы также писали, объективно заместитель губернатора, "ведущий" такую сложную и большую тему, выдвигается среди коллег на первый план. И его успех в случае проведения столь масштабного мероприятия в Челябинске будет именно оглушительным успехом, равно как и провал станет очень болезненным. Тут велики риски, учитывая нынешние глобальные политические реалии, взаимоотношения внутри самой ШОС, непростую экономическую ситуацию и еще множество непредсказуемых факторов. Плюс тот факт, что у Гаттарова опыта подготовки таких масштабных форумов вообще-то маловато.
Кстати, насколько известно, Гаттаров едва ли не единственный из южноуральских политиков относительно молодого возраста (39 лет), продолжает пребывать в президентской версии кадрового резерва страны. И это несмотря на негативный шлейф, тянущийся за ним из его еще "молодогвардейского" прошлого. Достаточно вспомнить лишь один знаменитый эпизод с постановочным "тушением" лесных пожаров в 2010 году. Были и не совсем удачные предложения по регулированию интернет-пространства, что у либеральной публики традиционно вызывает бурную негативную реакцию. В последние месяцы 2015 года Гаттаров, часто бывающий по делам в Москве, подвергся ожесточенной критике ряда челябинских блогеров, уличивших вице-губернатора в пристрастии к перелетам бизнес-классом по цене билета от 70 тыс. руб. и выше. Учитывая современные российские экономические реалии, такие привычки явно не добавляют политического веса. В общем, повторимся, как успех, так и провал работы по направлению "организация и проведение саммита ШОС в Челябинске" могут стать стартом в федеральную политическую обойму или фатальным для Руслана Гаттарова, как, впрочем, и для любого другого политика и управленца.
Заметим, что бывший заместитель и коллега Гаттарова по работе в "Молодой Гвардии Единой России", ныне депутат Государственной думы Владимир Бурматов именно из-за репутационных потерь, связанных с обвинениями в том же постановочном тушении пожара, а также проблемами с кандидатской диссертацией, "вылетел" из упомянутого списка резерва, хотя когда-то в нем был. Кстати, на довольно странную ситуацию с диссертацией Гаттарова – он вообще-то по образованию "технарь", а научную работу отчего-то писал по биологической тематике - уже обращали внимание ранее ряд наблюдателей. Но пока без последствий.
Безусловно, одним из ключевых игроков команды губернатора Бориса Дубровского, исходя из потенциала полномочий, становится руководитель аппарата Евгений Голицын. Лицо абсолютно до сих пор непубличное, несмотря на уже солидный опыт работы в структуре исполнительной власти - он работает при третьем губернаторе области. Можно смело говорить о фирменном стиле подбора и выдвижения кадров у Бориса Дубровского: губернатор с очевидностью предпочитает видеть на ключевых постах достаточно молодых, но, так сказать, не "замазанных" в серьезных скандалах и интригах людей. К таковым, помимо Голицына, впервые выдвинутого в буквальном смысле из аппаратного небытия, можно смело отнести и назначенного в декабре руководителем исполкома южноуральской "Единой России" Алексея Лошкина, также до этого скромно занимавшего пост председателя Главного контрольного управления Челябинской области. Подчеркнем – не "скромный" пост, а именно "скромно" занимал. И, кстати, хорошо зарекомендовал себя на данном посту. Понятно, что как раз такому непублично-"скромному" тандему Голицын-Лошкин и предстоит проводить (и, соответственно, отвечать за итоги) "жаркие" выборы в Госдуму на Южном Урале в сентябре нынешнего года. Таким пока видится функционал и распределение ролей в новой переформатированной команде первого лица Челябинской области.
При этом просто не будет. В "наследство" от ушедшего Михаила Юревича губернатору Борису Дубровскому перешел ряд болезненных и взрывоопасных тем. Прежде всего, конечно, тема строительства Томинского горно-обогатительного комбината (ГОК) под Челябинском, насчет которой губернатор до сих пор предпочитал не высказываться ни твердо "за", ни твердо "против", хотя у многих не вызывает сомнения, что решение по данной проблеме им давно принято. Тему активно станут раскручивать на предстоящих парламентских выборах, нет сомнений, равно как и другие традиционно актуальные экологические проблемы для Челябинска и области. Это и выбросы промышленных предприятий, и проблема безопасности на ряде опасных объектов, таких как Коркинский разрез, на рекультивацию которого ни у кого нет денег и т. д.
В общем, все, связанное с экологией и охраной окружающей среды, безусловно, будут пытаться использовать в нынешнем году самые разные политические силы. Но в последнее время ко всем этим традиционным для региона темам добавилась еще одна, а именно – уборка улиц Челябинска в летний и особенно зимний период, что зачастую в сознании людей также отчего-то связывается с губернатором. Может быть, потому, что полную ответственность здесь несет мэрия города во главе с "магнитогорцем" - человеком Дубровского - Евгением Тефтелевым.
Конечно же, у челябинцев и при прежних главах (начиная с Вячеслава Тарасова и заканчивая Сергеем Давыдовым) возникали ровно те же острые претензии к работе городских служб, просто сейчас связка Дубровский – Тефтелев в сознании многих челябинских элитариев воспринимается как засилье "магнитогорского клана". Чего стоит сбор подписей под петицией с названием "Уборка дорог в Челябинске с приходом Дубровского не производится. Дубровский: "Само растает!"
"Качество уборки челябинских дорог в этом году — это, конечно, форменное безобразие. Власти в этой ситуации демонстрируют полную беспомощность, и, кажется, уже готовы признать свою неспособность исправить ситуацию. Никакие ссылки на обильные снегопады не могут служить для них оправданием. Сам наблюдал, как в первые дни января автовладельцам в прямом смысле слова приходилось откапывать свои машины. Город стоит уже не просто в час пик. Авария на аварии. Ни одного трактора, ни снегоуборочной машины. При этом главные улицы города можно было бы чистить 24 часа в сутки! Наконец, ситуацию, когда на смену не справившемуся с уборкой "Южуралавтобану" приходит его "дочка", которая к тому же побеждает на безальтернативном конкурсе, назвать нормальной язык не поворачивается. Как говорится, с формальной точки зрения, возможно, все и законно, но вот только по сути полнейшее издевательство над жителями", - говорит первый секретарь челябинского обкома КПРФ Игорь Егоров.
И тема эта не "чисто городская" еще и потому, что именно область и политическая команда Дубровского взяла на себя обязательства по подготовке к саммиту ШОС-2020. Губернатор уже признавал, что экология является одной из проблем, которые могут повлиять на решение о месте проведения. Но к этому теперь добавились и странности с уборкой улиц магнитогорскими компаниями, имеющими похожие названия и сменяющими одна другую, по тендерам стоимостью почти 1 млрд руб., что выливается в подобные петиции и обращения к Путину. Как считают эксперты, Руслану Гаттарову едва ли удастся, если он станет куратором по подготовке к ШОС, устраниться от этих проблем и заниматься только вопросами привлечения инвестиций, взаимодействия с бизнесом и федерацией.
Первая серьезная проверка обновленной команды губернатора не за горами - это выборы в Госдуму. Подготовка к саммиту ШОС - более отдаленная перспектива, но пока даже сам факт принятия Челябинском мероприятия - вопрос далеко не решенный именно из-за "хозяйственной" стороны, которая и тянет за собой работу с инвесторами, а не наоборот.
Тем временем, в медиа-повестке вновь всплыл вопрос возможного ухода Дубровского "на повышение" - в структуры Минпромторга. Челябинские кулуары ехидно шепчутся, что и сам Дубровский якобы был бы не против уйти на более спокойный пост.
Словом, политический год на Южном Урале начался бурно и сулит немало интересного.