"Будут саммиты - будут деньги": Челябинская область сможет рассчитывать на развитие аэропорта только после решения по ШОС
На реконструкцию аэропорта Челябинска дополнительно требуется 4,8 млрд руб. Власти региона заявили, что надеются получить эти средства из федерального бюджета, однако эксперты в такую перспективу верят с трудом, поскольку вопрос с проведением саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске еще не решен, а, следовательно, рассчитывать на федеральную поддержку до принятия решения не стоит.
В конце августа губернатор Южного Урала Борис Дубровский заявил, что инициатива региона о проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году поддержана на федеральном уровне, но для этого город должен кардинально измениться. За несколько лет в столице Южного Урала должны построить конгресс-холл на 2,5 тыс. мест, гостиничный фонд, объекты социально-бытовой и транспортной инфраструктуры, а также провести реконструкцию аэродрома и аэропорта.
В ноябре 2015 года регион проинспектировала "облетная группа" Администрации президента РФ. В ходе визита были представлены протокольные требования, предъявляемые ей и Федеральной службой охраны к объектам, задействованным в проведении саммитов, в том числе к аэропортовому комплексу. По итогам совещания была разработана "дорожная карта" по подготовке международного аэропорта Челябинск к проведению саммитов, которая содержит два основных блока: подготовка аэродрома и подготовка аэровокзального комплекса.
Стоит отметить, что вопрос строительства и реконструкции аэропорта "Баландино" для области актуален уже несколько лет и в рамках подготовки к саммитам может быть решен, однако на реализацию проекта потребуется несколько миллиардов рублей, которых у области нет. Власти региона надеются на федеральную поддержку. Однако в настоящий момент решение о месте проведения международных саммитов не принято, поэтому говорить о финансировании в рамках подготовки к мероприятиям еще рано.
Как сообщили корреспонденту Накануне.RU в пресс-службе минэкономразвития области, схема генерального плана аэродрома "Челябинск" подготовлена проектным институтом "Ленаэропроект" с учетом проведения саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году и опыта проведения аналогичных саммитов в Уфе в 2015 году. Генплан предусматривает полную модернизацию инфраструктуры аэровокзального комплекса с учетом уровня обслуживания класса "С" для обслуживания рейсов международных и внутренних воздушных линий. Так, годовая пропускная способность аэровокзального комплекса составит 2,5 млн пассажиров, а площадь аэровокзального комплекса составит не мкенее 29 тыс. кв.м. В рамках подготовки к международным саммитам будет двукратно увеличена площадь перрона, реконструированы рулежные и магистральные дорожки, построен терминал до 30 тыс. кв.м с телетрапами.
Вчера, 26 января, проект челябинского аэропорта был представлен на федеральном уровне. В Совете Федерации с 25 по 27 января проходят дни Челябинской области. Власти региона вынесли на обсуждение Совфеда рекордное количество тем – актуальные для Южного Урала вопросы. Темой одного из заседаний комитета СФ и стала реконструкция аэропорта.
Представляя проект, министр экономического развития региона Сергей Смольников подчеркнул, что транспортная инфраструктура является приоритетным направлением для Челябинской области, при этом, международный аэропорт "Челябинск" — ключевой объект.
Глава минэкономразвития отметил, что для своевременной подготовки аэропорта к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году необходимо решение нескольких вопросов, среди которых увеличение объема финансирования и перенесение сроков начала строительно-монтажных работ с 2018 года на 2017 год.
В настоящий момент в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020)" на реконструкцию аэропорта запланированы средства со сроками проектирования в 2015-2016 годах и выполнения строительно-монтажных работ в 2018 и 2019 годах. Так, в федеральном бюджете на эти цели запланировано 2,8 млрд руб., еще 1,3 млрд руб.– средства частного инвестора.
Однако для подготовки аэропорта к проведению саммитов ШОС и БРИКС требуется реконструкция и строительство дополнительных элементов аэродромной инфраструктуры общей стоимостью 4,8 млрд руб. "По предварительным расчетам, выполненным проектным институтом ОАО "ПИиНИИ ВТ "Ленаэропроект" с учетом опыта подготовки аэропорта Уфа к саммиту ШОС, требуется реконструкция и строительство дополнительных элементов аэродромной инфраструктуры общей стоимостью 4,8 млрд руб.", - подчеркнул Смольников.
Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал предложение региона и включил его в свое решение по итогам обсуждения. В частности, Правительству России предлагается в рамках подготовки аэропорта "Баландино" к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году рассмотреть возможность включения в ФЦП "Развитие транспортной систем России (2010-2020)" дополнительного финансирования в объеме 4,8 млрд руб. на 2017-2019 годы.
Также сенаторы порекомендовали включить в ФЦП "Государственная граница РФ (2012-2020)" средства на 2018-2020 годы на проведение работ по обустройству пункта пропуска через границу РФ в аэропорту Челябинск.
Однако челябинские эксперты сомневаются, что область сможет получить дополнительное федеральное финансирования проекта реконструкции аэропорта до принятия решения о месте проведения саммитов ШОС и БРИКС. Будут саммиты, будут деньги, в ином случае федеральной поддержки не будет.
Политолог Алексей Ширинкин считает, что проведение в Челябинске саммита ШОС - прекрасная перспектива для города, драйвер для экономического роста. Однако получение федерального финансирования проекта в сложившейся экономической ситуации маловероятно.
"Я подозреваю, что деньги дадут только в том случае, если будет принято решение, что ШОС проводится в Челябинске, но решения такого в настоящий момент нет. Более того, я испытываю сомнения, что Челябинск все-таки на 100% имеет шансы принимать ШОС. Поэтому сначала будет принято решение, где будет проводится ШОС, а затем уже будут выделяться деньги на его проведение", - уверен политолог.
Директор челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов отмечает, что делать реконструкцию аэропорта под разовое мероприятие нецелесообразно. Однако развивать аэропорт нужно и деньги для этого необходимы, но регион их не получит до принятия решения о месте проведения саммита ШОС.
"Проект реконструкции челябинского аэропорта связан с другой задачей – обеспечением большей загруженности этого аэропорта, и если эта задача не будет решена, то бессмысленным окажется и вложение денег в его реконструкцию. Делать реконструкцию исключительно под одноразовое действие, проведение саммита ШОС – экономически вряд ли целесообразно, и я предполагаю, что люди, принимающие решение, эти вещи внимательно будут анализировать и просчитывать. Как правило, федеральный центр дает деньги с условием софинансирования. Найдет ли областной бюджет 2,4 млрд руб. в ближайшие три года для финансирования этого проекта, сказать сложно. Кроме того, я считаю, что мы не сможем получить эти средства до принятия решения по вопросу проведения саммита ШОС, они будут увязаны с этим решением. И даже если деньги будут записаны в проект бюджета на 2017 год, а решение по саммиту будет принято не в пользу Челябинска, то их из проекта бюджета вычеркнут", – считает Сергей Зырянов.
По мнению политолога Александра Мельникова, аэропорту Челябинска необходимы серьезные денежные вливания. "Если мы говорим об амбициозных планах региона по проведению саммита ШОС в 2020 году и о том, что регион делает ставку на организацию каких-то крупных международных мероприятий, политических, экономических, культурных, спортивных, то, безусловно, решать вопрос с аэропортом надо. Понятно, что в текущей экономической ситуации возможности бюджета Челябинской области максимально ограничены, а инвесторов можно привлекать только при условии поддержки федерального центра. Оценивать перспективу реакции на федеральном уровне сложно, сейчас достаточно напряженная финансовая ситуация", - отметил политолог.