"В России денежные власти игнорируют возможности роста"
В Москве экономисты обсудили перспективы российской экономики и возможные пути выхода страны из кризиса. Они сошлись во мнении, что возможности для роста есть, но денежные власти их игнорируют, передает корреспондент Накануне.RU.
Свою программу представил советник президента, академик Сергей Глазьев. Он отметил, что падение, которое мы наблюдаем, связано, прежде всего, с неблагоприятной и практически неуправляемой макроэкономической ситуацией. Накладываемые на нее сверхволатильный курс рубля и хаотические его колебания дестабилизируют экономику и подрывают весь инвестиционный процесс, считает эксперт. Так и выходит: вместо того, чтобы сосредоточиться на подъеме инвестиций, обеспечивающих рост экономики, наши денежные власти приветствуют архаичную модель и тормозят переход к целеориентированной денежной политике.
Ни по одному из факторов экономического роста ограничений у РФ нет, убежден экономист. "Есть мнение, что для роста не хватает людей, однако с учетом высокой скрытой безработицы, неограниченного резерва рабочей силы из стран СНГ, ограничений по труду нет", - сказал Глазьев. Нет их и по сырьевым ресурсам, степень использования научно-технического потенциала не превышает 25%, а разговоры о нехватке кадров "опровергаются фактом колоссальной миграции высококвалифицированной молодежи".
По его словам, оппоненты грамотной финансово-экономической политики "игнорируют возможности экономического роста".
Вместе с тем действительным ограничением для развития российской экономики Глазьев назвал нехватку финансовых ресурсов. Он подчеркнул, что без решения проблемы кредитования производственной сферы выход из экономической депрессии невозможен. "Все развитые страны сегодня занимаются наращиванием кредитования. У нас при существующих процентных ставках на рынке кредит для подавляющего числа производственных предприятий недоступен. Кредит - функция экономического роста. Но это не значит, что экономику надо заливать деньгами. Центральный банк должен создавать долгосрочные кредитные механизмы для пополнения оборотных средств и наращивания инвестиций в производственные предприятия. Вместо этого ЦБ искусственно поддерживает высокие процентные ставки, и предприятия обрабатывающей промышленности вынуждены сворачивать производство", - пояснил Глазьев.
Денежные власти открещиваются от эмиссии, более того, они нацелены на сжатие денежной базы. "Прогноз на ближайшие три года неутешителен. Сжатие денежной базы будет почти на 30%. Следует ожидать дальнейшего углубления кризиса", - отметил академик.
На этом фоне представители бизнес-сообщества подтверждают, что темпы роста в 10% достижимы, продолжил Глазьев. Для обеспечения этого результата предлагается хорошо известная модель, при которой вся государственная система денежного регулирования становится системой развития. "ЦБ генерирует кредитную эмиссию по определенным каналам денежного обращения, в котором поддерживаются низкие процентные ставки, которые ориентированы на решение задач расширения и модернизации производства. Определенные инструменты, которые можно использовать, есть уже сегодня, но используются они крайне слабо", - выразил мнение советник президента.
Любые из предложенных правильных мер не будут работать, если не изменить всю систему экономического развития, заявил член Совета Федерации Сергей Калашников. "Нельзя отобрать самые действенные, запустить их и считать, что они выполнены. Нужно определиться с моделью развития и только под нее использовать отдельные способы", - сказал сенатор.
Он напомнил о некоторых законодательных инициативах в новейшей истории, которые осложнили экономическое развитие. Так он упомянул о принятии в 1986 г. "суперпрогрессивного" закона о кооперативах, который позволил "создать механизм перекачки огромных бюджетных денег в частные руки". "С тех пор у нас началась двухпутная экономика, где перемешаны государственные и частные деньги. Совершенно по другому пути пошел Китай, который создал двухэтажную экономику, не смешивая потоки и определяя эффективность тех и других затрат", - подчеркнул Калашников. Мы же, добавил сенатор, создали "спекулятивную модель экономики, которая пронизывает все сферы и не позволяет целенаправленно двигаться".
Спекуляции - есть результат "свободной" политики финансово-экономического блока, прокомментировал в свою очередь Глазьев. "Когда процентная ставка многократно превышает норму рентабельности в производственной сфере, деньги перетекают на валютно-финансовый рынок. Если там курсом рубля манипулируют, это само по себе преступление. Если мы не можем другими способами бороться с этой вакханалией, то настало время вводить налог Тобина. Даже если мы его введем на уровне 1%, мы уже получим рост доходов бюджета больше, чем нынешний его дефицит", - объяснил академик.
Свое мнение о ситуации в экономике РФ выразил и заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Он подчеркнул, что действия экономических властей сегодня соответствуют логике, которая наблюдалась в период кризиса 2008-2009 гг. Она, по его словам, укладывается в формулу: "Мы не можем противостоять кризису, это усугубляется санкционным давлением. Мы должны купировать наиболее острые проблемы в экономике и ожидать восстановления цен на нефть". "Однако есть некоторая проблема, так как ситуация кардинально изменилась. Тогда у нас была надежда на три источника возможных доходов - восстановление мировой конъюнктуры, рост потребительского и инвестиционного спроса, сейчас важнейший фактор динамики исчез. Рост потребления населения находится в конце производственного цикла, значит, рост доходов произойдет в последнюю очередь. Мы не можем рассчитывать и на рост объема производства и экспорта ресурсов. Объем доходов с внешних рынков уже не будет таким, который позволит динамично восстанавливаться", - считает Широв. По его мнению, решение нужно искать в области поиска новых механизмов финансирования экономического роста. "Восстановление темпов роста должно стать приоритетной задачей. Усилия должны быть направлены на это", - заключил эксперт.
Масштаб проблем требует кардинального изменения всей макроэкономической политики и подходов, дополнил коллег Глазьев. "Тенденции остаются негативными при сложившихся пропорциях на денежном рынке. Новый "антикризисный план" пропорций не меняет, наш экономический организм продолжает разлагаться на части. Реанимировать его путем вливания денег на цель латания дыр - подход бесперспективный. К кардинальным изменениям денежные власти не готовы, посмотрим, что предложат на этот раз", - сказал экономист.
Он также подчеркнул, что у государства при всем банкротстве экономической системы есть "все необходимые институты для обеспечения этого роста". "Это правительство, которое обязано заниматься планированием и соблюдать закон "о стратегическом планировании", госбанки, которые должны обеспечивать кредитование приоритетных направлений, Центробанк, который обязан выполнять свою конституционную обязанность по стабилизации курса национальной валюты. А как эти механизмы заставить эффективно функционировать - вопрос института ответственности за выполнение своих обязанностей", - заключил Глазьев.