"Вуз - это не предприятие по извлечению прибыли". Общественники раскритиковали дорожную карту вхождения ТюмГУ в "5-100"
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) опубликовал основные положения дорожной карты по вхождению в проект Минобра "5-100". Главные аргументы "за" участие в программе общественников не убедили, напротив, они узрели в них глобальную угрозу для российского образования, передает корреспондент Накануне.RU.
Основные тезисы дорожной карты ректор ТюмГУ Валерий Фальков представил членам ученого совета на прошлой неделе. Он не обделил вниманием сопровождавшие принятие документа дискуссии.
"Самое главное, что разработка дорожной карты и программы повышения конкурентоспособности сопровождалась беспрецедентной дискуссией. Столько дерзновенный, как сказал один из уважаемых профессоров, прорыв ТюмГУ в проект "5-100" практически никого в университете, да и за его пределами, не оставил равнодушными. Накал страстей вокруг программы университета сыграл большую положительную роль: большинство сотрудников и партнеров университета прочитали первоначальный вариант программы и задумались о судьбе университета, о стратегии движения вперед", - сказал Фальков.
Действительно, с момента принятия программы повышения конкурентоспособности вуза протест общественников участию ТюмГУ в "5-100" достиг предела. Активисты успели провести несколько пикетов и круглый стол с привлечением руководства вуза, экспертов и депутата Госдумы. А главная противница вхождения в проект из числа сотрудников вуза – преподаватель Гульнара Аитова ощутила на себе все проявления свободы слова в академической среде.
Ректор перечислил основные положения дорожной карты. Первый пункт с нескромным названием "Превосходное образование" подразумевает увеличение числа дисциплин на иностранном языке до 300 и разработку собственных онлайн-курсов.
Противники участия вуза в программе "5-100" считают, что перевод дисциплин на иностранный язык противоречит декабрьскому указу президента о повышении привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг. Кроме того, это чревато переформатированием сознания школьников.
"Совершенно непонятен мотив внедрения образовательных курсов полностью на английском языке. Вспомним слова профессора Спиркина: "Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка". То есть смена языка отнюдь не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Еще более любопытны выводы американских лингвистов Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона, которые в работе "Метафоры,в которых мы живем" говорят буквально следующее: "Благодаря языку, мы получили также доступ к метафорам, структурирующим наше восприятие, наше мышление и наши действия". Тема языка чрезвычайно глубока и актуальна сегодня. И исходя из этого можно предположить, что апологетам идеи внедрения преподавания целых курсов полностью на английском языке в российских вузах, зачем-то очень нужно заняться переформатированием сознания учащихся", - поделилась своим мнением с Накануне.RU председатель тюменского отделения Родительского всероссийского сопротивления (РВС) Ольга Ермакова.
Она добавила, что, скорее всего, руководство вуза таким образом старается подстроиться под иностранных преподавателей, которых позовут вести лекции в ТюмГУ.
Что касается онлайн-курсов, то на практике они оказываются не так хороши. К такому выводу пришли американские профессора, к опыту которых в частности апеллирует ректор ТюмГУ, говоря, что "нужно прилично смотреться в приличном обществе. Все западные университеты такие курсы имеют".
Следующий пункт – "Новые лица" гласит: "Мы говорим о практикоориентированном образовании, и сейчас пришло время привлекать специалистов-практиков". Это не может не насторожить нынешних работников вуза.
"Программа повышения конкурентоспособности в рамках проекта "5-100" в принципе не ориентирована на "родных", уже работающих преподавателей вуза. При внимательном прочтении программы, предложенной ТюмГУ, складывается ощущение, что все нацелено на "создание комфортных условий для зарубежных научно-педагогических работников". О своих же говорится в тоне: "прошедшие пик научной продуктивности", инбреды и так далее. Разница очевидна", - отмечает Ермакова.
"Родных" преподавателей Фальков призывает отказаться от гуманитарных категорий в пользу экономических законов.
"Мы должны двигаться очень динамично. Но значительная часть коллектива рассуждает в "гуманитарных" категориях, абсолютно не отдавая себе отчет, что вуз – это тоже предприятие, которое действует по экономическим законам. Кроме того, есть такое понятие, как "экономика образования", - сказал ректор.
У оппонентов руководства вуза – диаметрально противоположное мнение.
"Эффективные менеджеры от образования совершенно не отдают себе отчет (или не хотят), что выводя гуманитарные категории из высшей школы, они разрушают систему образования в стране. Вуз - это не предприятие по извлечению прибыли. Вуз - это пространство для взращивания "человеческого в человеке", как сказал доктор психологических наук, академик Российской академии образования Виктор Слободчиков. Образование нужно рассматривать как "антропологическую практику ". Это совершенно другой подход, нежели тот, который предлагают нам менеджеры-реформаторы, коммерциализируя сферу образования. Это та сфера, к которой рыночные отношения абсолютно неприемлемы. Это приведет к разрушению образования и, как следствие к деградации государства. Майдан на Украине начался с "майданизации" сознания, и здесь школа сыграла ключевую роль. Об этом нужно помнить. Мы же не хотим для себя подобного сценария?" – заключила активистка РВС.
Напомним, что программа "5-100" нацелена на попадание пяти российских вузов в сотню лучших вузов мира к 2020 г. Участие ТюмГУ в программе поддержал губернатор Владимир Якушев.