Госдуме предлагают защитить нефтегазовые доходы от изъятия и обесценивания, отменив "бюджетное правило"
Законопроект об изменении порядка использования нефтегазовых доходов, а по факту – об отмене бюджетного правила, будет рассматрен в Госдуме на очередном заседании, начинающемся 16 февраля. Авторами поправок в Бюджетный кодекс стали члены фракции "Справедливая Россия". Внесен документ еще в начале 2014 г., но только сейчас закончились долгие процедуры рассмотрения проектов в комитетах, Счетной палате и Правительстве. К первому чтению, считают авторы, актуальность предложения только возросла: низкие цены на нефть и риск урезания социальных расходов федерального бюджета подталкивают к тому, чтобы отказаться от "кубышки" и иностранных облигаций и напрямую финансировать развитие экономики, передает корреспондент Накануне.RU.
Проект "справедливороссов" разделен на две части. Первая касается отказа от верстки профицитных бюджетов. Учитывая, что федеральный бюджет, как и львиная доля региональных, в 2015 г. были исполнены с дефицитом, поправка свою актуальность потеряла. Партийцы отмечают, что к сегодняшнему торможению экономического роста, дестимуляции предпринимательской деятельности и насильственному сокращению социальных расходов привел профицит 2000-2008 гг.
Вместо того, чтобы копить остатки на бюджетных счетах, депутаты предлагают регионам и государству за счет них сокращать масштабы приватизации, погашать долги и увеличивать дотации бюджетам других уровней. Если и после принятия этих мер остаются лишние доходы, то нужно создавать более комфортные условия для бизнеса, снижая налоговую нагрузку.
Во второй части авторы предлагают все нефтегазовые доходы, поступающие в текущем финансовом году, направлять на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Напомним, к таким доходам относятся НДПИ, вывозные таможенные пошлины на нефть газ и нефтепродукты. Если в 2003г. доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете составляла 42,2%, то по итогам 2014 г. казна на 51,3% формировалась за счет доходов от продажи нефтегазового сырья. Тогда же "бюджетное правило" ужесточили через налоговый маневр (подразумевает увеличение НДПИ и снижение экспортных пошлин и, как следствие, удорожание топлива на внутреннем рынке и рост издержек), правда, из-за нагрянувшего кризиса и заморозки пошлин в полной мере его последствия ощутить не удалось.
Доходы, которые получает бюджет сверх базовой цены на нефть, направляются в Резервный фонд и ФНБ. От этой "кубышки" нужно отказаться, считают депутаты. Ведь из-за искусственно создаваемого дефицита денег государству приходится лезть в долги и искать деньги на внешних рынках. Сейчас в бюджете "мертвым грузом" лежат уже 10 трлн руб.
Изменение порядка использования нефтегазовых доходов федерального бюджета не предусматривает механизмы формирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Это может привести к невозможности их пополнения и, как следствие, разбалансировать госказну "в условиях неопределенной конъюнктуры на нефтегазовые ресурсы", указала в своем отрицательном отзыве на проект Счетная палата. К тому же за счет средств резерва покрывается дефицит Пенсионного фонда, указывает СП, поэтому риски отказа от "кубышки" слишком высоки.
Не поддержал закон и комитет Госдумы по бюджету и налогам. "Отсутствие четких механизмов управления нефтегазовыми доходами бюджета сделает российскую экономику уязвимой к внешним шокам и повысит макроэкономические риски и существенно ослабит инвестиционную привлекательность РФ", - пишет комитет.
Но "бюджетное правило", как показал кризис, от внешних шоков бюджет тоже не защитило. И это признали в правительстве, правда, там осмелились лишь на бумажную корректировку схемы.
Средства, накопленные в Резервном фонде и ФНБ, являются важным инструментом оперативной поддержки финансовой системы в сложных экономических условиях, считают в комитете Госдумы. Один из авторов проекта, заместитель комитета ГД по энергетике Иван Грачев отмечает, что в сложные условия загнала страну как раз та самая "оперативная поддержка", а финансировать развитие экономики можно и без "прокладок" в виде фондов.
"Это наша ключевая идея – отменить "бюджетное правило" и в нынешней ситуации она стала еще актуальней. Класть деньги в стабфонды и инвестировать их в американские ценные бумаги, одновременно сокращая выплаты и льготы учителям и врачам – согласитесь, выглядит нелепо. Если подойти с точки зрения рисков потери денег, то вложение в иностранные ценные бумаги – возможность насильного изъятия денег за долги, ЮКОСу уже присудили $50 млрд; а когда деньги лежат в российской валюте, они обесцениваются. Поэтому серьезных аргументов к тому, чтобы создавать резервы, нет и никогда не было", - рассказал Накануне.RU депутат.
По словам Грачева, вложение средств в инфраструктуру в большей степени стабилизирует экономику, чем накопления.
"Можно отремонтировать дома, построить дороги, создать новые рабочие места и при этом уменьшить текущие расходы на выплаты по займам. Я думаю, что все фракции, кроме "Единой России", законопроект поддержат. "ЕР" смотрит в рот Правительству, а там доминирует либерал-фундаменталистская точка зрения", - отмечает депутат.