У Дубровского смета растет: на саммиты ШОС и БРИКС Челябинск планирует потратить в пять раз больше, чем Уфа
На Южный Урал прибыли высокие гости - заместитель секретаря Совбеза РФ Владимир Назаров с делегацией других чиновников из Москвы, полпред Игорь Холманских - обсуждать вопросы экологии, безопасности и экономического развития, а губернатор Борис Дубровский в это время отправляет своих подчиненных в Уфу перенимать опыт проведения саммитов ШОС и БРИКС. От финансового положения, экологической обстановки будет зависеть возможность принятия Челябинском почетных международных форумов, и, надо полагать, эти вопросы тоже попадут в поле зрения федеральных визитеров, не упустят возможности и южноуральские власти заручиться поддержкой на высоком уровне. В Челябинской области уже готова предварительная смета расходов на ШОС и БРИКС, но как выяснил корреспондент Накануне.RU, федеральный центр она вряд ли порадует - даже по сравнению с Уфой стоимость проведения должна повыситься в пять раз, при этом "круглые суммы" предъявят как раз Москве.
Ранее вице-губернатор Руслан Гаттаров заявил, что на подготовку к проведению саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году потребуется около 50 млрд руб., при этом большая часть средств — это частные инвестиции, федеральное финансирование — второе по значимости, а третья часть — это региональные деньги. В Уфе на проведение международных мероприятий было потрачено более 10 млрд руб., из них более половины средств – частные инвестиции.
Еще в 2012 году на подготовку и проведение форумов в столице Башкортостана планировалось затратить более крупную сумму – порядка 60 млрд руб. Из них 15 млрд руб. планировалась получить от частных инвесторов, 45 млрд руб. из федерального, республиканского и городского бюджетов. Кроме того, часть денег власти хотели взять в долг у российских и зарубежных банков. На эти средства должны были построить гостиницы, провести реконструкцию аэропорта "Уфа" и набережной реки Белой, отремонтировать трассу "Уфа-Оренбург". Кроме того, планировалось направить деньги для реставрации зданий на улицах, по которым будут возить гостей, на тротуары из плитки, на зелень, парки, фонтаны.
Однако уже в мае 2015 года глава республики Башкортостан Рустэм Хамитов заявил, что расходы на подготовку составили 10,5 млрд руб., из которых 2,5 млрд было получено и освоено из федерального бюджета, еще 2 млрд выделила республика, остальные средства – частные инвестиции. По словам руководителя республики, бюджет оказался скромным, поскольку Уфа изначально была практически готова к приему. Нужно было лишь провести модернизацию конгресс-холла, аэропорта и организовать места проживания.
На пресс-конференции по итогам саммитов ШОС и БРИКС Рустам Хамитов в очередной раз подчеркнул, что специально для саммитов в городе ничего не строилось. Так, конгресс-холл, где проводились мероприятия, был построен восемь лет назад, а к международным форумам только модернизирован. Средства на его модернизацию выделялись из бюджета республики – всего около 1 млрд руб.
Наиболее затратным проектом стала реконструкция аэропорта "Уфа". Властям республики удалось договориться с Москвой и изменить сроки финансирования мероприятий по реконструкции аэропортового комплекса. Был подготовлен проект изменений в федеральную целевую программу, предусматривающий выделение средств Уфе в 2014 году в размере 1 млрд руб., в 2015 году – 3,5 млрд руб, в 2016 году – 1,7 млрд руб., в 2017 году – 1,1 млрд руб.
В рамках реконструкции был открыт новый терминал Международного аэропорта "Уфа" с пропускной способностью 800 пассажиров в час. Строительство обошлось в 1,5 млрд руб. "Удельная стоимость получилась существенно невысокой. Это один из лучших показателей по строительству такого рода объектов: здесь 16 тыс. новых квадратных метров, 1,5 млрд руб. – значит чуть менее 100 тыс. руб. за квадратный метр со всей этой техникой, напичканной электроникой, современными средствами приема и отгрузки багажа", - подчеркнул на открытии термина глава республики.
Кроме того, Башкортостан в 2015 году получил 10 млрд руб. на строительство дорог.
Стоит отметить, что слабым местом Уфы был гостиничный комплекс. Специально к мероприятиям были возведены семь отелей, в том числе таких всемирно известных брендов, как Hilton, Holiday Inn, Sheraton. На строительство отелей были затрачены только средства частных инвесторов – 11,5 млрд руб.
В свою очередь у Челябинска слабых мест гораздо больше. Кроме сложной экологической ситуации, на решение которой потребуется немало средств, в городе нет конгресс-холла, который смог бы принять мероприятия такого масштаба, слабый гостиничный комплекс и аэропорт, требующий огромных вливаний в его реконструкцию.
В отличие от Уфы, Челябинск в настоящий момент не готов принимать мероприятия такого уровня. За пять лет в городе необходимо построить конгресс-холл на 2,5 тыс. мест, организовать места проживания, отремонтировать дороги и провести реконструкцию аэропорта. Все это обойдется городу в десятки миллиардов рублей.
Отметим, что только на реконструкцию аэропорта потребуется несколько млрд рублей. В настоящий момент на реализацию проекта запланированы средства со сроками проектирования в 2015-2016 годах и выполнения строительно-монтажных работ в 2018 и 2019 годах. Так, в федеральном бюджете на эти цели запланировано 2,8 млрд руб., еще 1,3 млрд руб.– средства частного инвестора. Однако для подготовки аэропорта к проведению саммитов ШОС и БРИКС требуется реконструкция и строительство дополнительных элементов аэродромной инфраструктуры общей стоимостью 4,8 млрд руб. Власти региона надеются получить эти средства из федерального бюджета.
Напомним, об инициативе проведения в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году стало известно в конце августа 2015 года. Тогда Борис Дубровский сообщил, что идея о проведении форумов в столице Южного Урала поддержана на федеральном уровне.
А уже в начале октября глава области лично посетил Уфу, чтобы познакомиться с объектами, подготовленными для проведения форумов. Борису Дубровскому показали главную площадку прошедшего саммита – конгресс-холл, построенную гостиницу, реконструированную набережную реки Белая, театр оперы и балета, где проходил официальный прием от имени президента РФ Владимира Путина, и международный аэропорт "Уфа".
По итогам визита губернатор заявил, что к международному саммиту Челябинск должен кардинально измениться.
Изменения эти обойдутся примерно в 50 млрд руб. При этом, как показывает опыт Уфы, частные инвесторы не спешат вкладывать свои средства в такой масштабный проект и ограничиваются строительством гостиниц и отелей.
Депутат заксобрания Челябинской области от КПРФ Игорь Егоров призвал взвешивать все риски - насколько это ляжет грузом на бюджет Челябинской области, и без того дефицитный, и какую пользу регион от этого получит.
"Надо смотреть и взвешивать эти вещи. На сегодняшний момент я не обладаю ни цифрами, ни объемами работ, которые планируется провести в рамках подготовки к саммитам. По опыту других городов, проведение крупных международных мероприятий дает определенный положительный эффект в плане развития инфраструктуры и улучшения внешнего облика города. Но насколько это будет эффективно, будет зависеть от того круга вопросов, который будет обсуждаться на этом саммите", - считает парламентарий.
По словам начальника управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области Дмитрия Федечкина, доля Челябинской области в подготовке к саммитам ШОС и БРИКС будет менее значительна, чем федеральная. Однако точных цифр в областном правительстве пока назвать неготовы.
Возможно, конкретика появится после сегодняшнего приезда федеральных чиновников и последующего визита южноуральцев в Уфу, который намечен на 24-25 февраля. Ранее Дубровский подчеркивал, что "Уфа для нас является ориентиром, и это тот минимум, который Челябинская область должна выполнить".