Правительство "привязывает" зарплаты топ-менеджеров госкомпаний к среднему доходу сотрудников. Законопроект внесен в Госдуму
Правительство России внесло в Госдуму поправки в Трудовой кодекс, ограничивающие размер зарплат руководителей компаний и фондов, в которых государству принадлежит более 50% акций. После принятия проекта уровень дохода первых лиц предприятий будет зависеть от средней зарплаты сотрудников, передает корреспондент Накануне.RU.
Проект, как сообщалось ранее, инициировал Минтруд. В проекте вводится понятие "предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты" руководителей (сюда же относят заместителей и главных бухгалтеров) и работников организации. В зависимости от типа предприятия норматив устанавливают государственные органы, органы местного самоуправления или учредители фондов. Его несоблюдение станет основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации.
Отметим, что в начале 2015 г. правительство России уже утвердило постановление, согласно которому зарплата руководства федеральных государственных унитарных предприятий не может превышать среднюю зарплату работников в восемь раз. Законопроект расширяет перечень организаций, теперь в него войдут государственные и муниципальные учреждения (в том числе казенные), государственные внебюджетные фонды и территориальные фонды ОМС.
Как ранее сообщало Накануне.RU, по данным прошлогодних отчетов госкомпаний, уровень зарплат топ-менеджеров вырос, в то время, как доходы рядовых работников снизились. Так, члены правления "Газпрома" получили в среднем по 150 млн руб. в год — это почти на 40% больше, чем годом ранее. При этом средний доход на одного сотрудника монополии в 2014 г. незначительно снизился (1,148 млн руб. в год).
Законопроектом также устанавливается обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной зарплате указанных категорий работников на официальных сайтах учредителей либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций. Напомним, что такое требование Правительство предъявляло и раньше к ряду крупных госкомпаний. Но руководители изобретали способы для того, чтобы свои доходы не раскрывать. Бывший глава РЖД Владимир Якунин заявил, что скорее уйдет с поста президента, чем разгласит свою зарплату. А руководство "Роснефти" публиковало лишь сведения о суммарных доходах правления. Добавим, что по итогам 2015 г. "Роснефть" стала лидером списка среди госкомпаний и банков по уровню выплачиваемого руководителям вознаграждения.
Топ-менеджеры найдут возможность обойти закон, предполагают эксперты. Например, сейчас в нем идет речь именно о зарплатах, а часть дохода руководители получают за членство в правлении или совете директоров. Доктор политических наук, профессор Сергей Черняховский отмечает, что слишком большие разрывы в зарплатах руководителей и рабочих ненормальны, но их привязка друг к другу проблему не решит.
"Руководитель корпорации, который получает 1 млн руб. в месяц, ему урезают зарплату наполовину. Но в корпорации есть должность научного консультанта по тем или иным вопросам, которую он занимает по совместительству. Всегда можно сказать, что как руководитель корпорации он получает маленькую зарплату, но заодно он получает зарплату как консультант. В конце концов, можно сделать реальную зарплату 100 тыс. руб., а остальное платить в конверте. Нужно смотреть не на то, сколько получает тот или ной руководитель и даже не на то, сколько он ворует. А на то, отрабатывает он эти деньги или нет. А лазейками может пользоваться кто угодно. Проект отражает примитивный уровень ментальности руководителей Правительства, которые считают, что некоторыми нормами унификации все можно решить", - рассказал он Накануне.RU.
Депутат Госдумы Вячеслав Тетекин связывает инициативу Правительства с грядущими выборами и уверен, что законопроект станет скорее символическим жестом, нежели реальным устранением социального неравенства. Он вспоминает, как федеральные парламентарии в кризис сократили себе зарплату на 10%, предварительно повысив ее.
"С госкомпаниями произойдет то же самое. Будет принят популистский закон о привязке зарплат к доходам сотрудников. Потом начнется подготовка подзаконных актов, которые трактуют и уточняют содержание. И от принятия закона до появления этих норм может пройти месяц, год или их вовсе не появится. Таким образом, закон принимают, но конкретных указаний о том, насколько нужно сократить аппетиты, не будет", - предполагает парламентарий, добавляя, что у чиновников госкорпораций остаются возможности для сохранения своего общего дохода даже при урезании номинальной зарплаты.
"Зарплата может быть приведена к разумному уровню, не миллион в день, как сейчас. Но за счет дополнительных накруток - вредность, гостайна, премии, ненормированный рабочий день, - она останется на том же уровне. Серьезного выравнивания зарплат я не предвижу", - поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.
По мнению Черняховского, нормативы таят в себе и другую опасность - ухода управленцев из госкомпаний и фондов (не таких прибыльных, как "Роснефть" и "Газпром") в частные структуры.
"Низкая зарплата руководителей при низкой зарплате работников может заставить топ-менеджеров бороться за общую прибыльность компании или, наоборот, потерять интерес к работе в госкорпорациях и уйти в частные или иностранные компании. С этой точки зрения законопроект не столько направлен на защиту интересов низовых сотрудников государственных компаний, сколько на удовлетворение запросов частных корпораций", - отмечает Черняховский.