В ведомстве Бастрыкина выступили против приватизации: "Это создаст угрозу для бюджета, а активы разойдутся по офшорам"
В комитете Госдумы по вопросам собственности состоялся экспертный "круглый стол", посвященный теме приватизации как инструмента экономической политики государства. Участники встречи в целом не видят необходимости так поспешно проводить столь масштабную процедуру, опасаются "притворной" приватизации и сетуют на неподготовленность инфраструктуры. Примечательно, что против предложений финансово-экономического блока Правительства выступают советник президента РФ, управленцы крупнейших предприятий и ведомство Александра Бастрыкина. Подробности - в материале Накануне.RU.
В феврале на совещании по вопросам приватизации президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что грядущая приватизация ряда государственных активов играет важную роль в изменении структуры российской экономики и стимулирует приток частных инвестиций.
Выступая на "круглом столе", лидер КПРФ Геннадий Зюганов подчеркнул, что к реализации программы следует подходить осторожно. "Общая ситуация усугубляется, мы должны искать совместные с властью ответственные решения. Они лежат в плоскости, каким образом дальше двигаться, по какой траектории развития экономики. У нас сейчас нет экономического суверенитета, мы являемся подмандатной территорией… В свое время 10% населения РФ завладели 90% собственности страны, такого дикого расслоения нет ни в одном государстве мира. Второй и третий раз мы не имеем ни юридического, ни морального права допустить приватизацию в таком же виде", - сказал он.
Разумную приватизацию невозможно проводить при отсутствии стратегических планов, продолжил советник президента РФ, академик Сергей Глазьев. По его словам, важно видеть перспективу развития тех или иных отраслей и понимать, как предлагаемая мера повлияет на их эффективность.
Глава государства выделил ряд критериев, которые должны соблюдаться при проведении грядущей приватизации: эффективность, прозрачность, непривлечение заемных средств и запрет на использование офшорных компаний как бенефициаров приватизации. "До сих пор никогда эти принципы не соблюдались, хотя они соответствуют теории управления экономикой. Подход требует времени: подготовка крупных объектов - это не только учет разнообразных интересов, но и долгосрочное планирование. Принимать решение о замене формы собственности надо в контексте плана и понимания, как мы собираемся развивать ту или иную корпорацию", - прокомментировал Глазьев.
В своем выступлении эксперт "обратился" к "печальному опыту" приватизации 1990-х гг. в России. Причины катастрофических последствий этого процесса, приведшего к разрушению промышленности, разгрому отраслевой науки, многоплановые, считает он.
Во-первых, экономика страны была в то время разбалансирована - находилась в ситуации галопирующей инфляции, полной неопределенности с ценами и курсом. Во-вторых, собственники, которые приобретали акции предприятий, не были подготовлены. "Большинство из них не обладали ни опытом, ни пониманием, зачем они это делают, руководствуясь текущей мотивацией, а, порой, и криминальными мотивами", - сказал Глазьев. На "результаты" приватизации повлияло и полное невыполнение инвестиционных обязательств, отсутствие законодательства и "забвение интересов социального партнёрства". Глазьев подчеркивает: даже если в нынешней ситуации удастся избежать влияния некоторых из этих факторов, то очевидная разбалансированность сегодняшней экономики не позволяет принимать долгосрочных инвестиционных решений и удачно провести запланированную приватизацию.
"В условиях нарастающей неопределенности и хаоса, вызванных во многом политикой Центрального банка, инвестиционные решения вряд ли могут быть осмысленными. В ситуации падения доходов населения не приходится рассчитывать на участие граждан в этом процессе", - продолжил экономист.
Прежде чем приступать к распродаже государственных активов, Глазьев призвал подумать об альтернативных источниках пополнения бюджета страны.
Первым из них является реализация программы деофшоризации, ущерб от которой оценивается примерно в 1 трлн руб. Кроме того, 1 трлн руб. в квартал может поступать в государственную казну при введении хотя бы 1% налога Тобина, способного остановить спекулятивную вакханалию. "В экономике страны искусственно создана ситуация, при которой невыгодно вкладывать деньги в реальный сектор, а выгодно заниматься спекуляциями против курса рубля, пользуясь тем, что ЦБ самоустранился от выполнения своей конституционной обязанности", - пояснил Глазьев. Еще одним вариантом "сглаживания" дефицита бюджета, по его мнению, могут стать "внутренние займы, подкрепленные кредитной эмиссией".
С продажей акций государство, по большому счету, отказывается от дивидендов, отметил, в свою очередь, представитель Следственного комитета РФ Георгий Смирнов. Доход от приватизации предполагается направить на покрытие дефицита бюджета, т. е. потратить на текущие бюджетные нужды. Удовлетворение этих нужд, по его словам, может вылиться в большие бюджетные проблемы на следующие периоды.
"Если мы посмотрим на то, что предлагается приватизировать, то это, в основном, прибыльные предприятия, осуществляющие деятельность в стратегических отраслях промышленности. Можно было бы понять мотивацию, если бы предложили продать акции убыточных компаний для их оздоровления. Возникает и еще один вопрос: может ли новый собственник в условиях сложившейся конъюнктуры, санкций, ограниченной господдержки поддерживать предприятие на плаву", - дополнил Смирнов.
Представитель СКР также рассказал о существовании "законодательных пробелов", которые могут "обеспечить" проведение приватизации в обход поручений главы государства. Так, было объявлено о недопуске компаний офшорных юрисдикций до участия в этом процессе. Однако, как отметил Смирнов, действующее законодательство РФ до сих пор не содержит прямого запрета на участие подобного рода компаний. "Если сделка будет совершена, она не будет признана недействительной… В законодательстве также отсутствует проверка личности, претендующей на покупку госактивов, проверить, кто стоит за компанией, невозможно. Эта проблема не сможет препятствовать проникновению на торги фирм-однодневок и аффилированных компаний", - сказал эксперт.
На "круглом столе" одним из базовых был озвучен тезис, что приватизация "должна привести к конкретной реализации целей, а не к обогащению отдельных людей".
Бизнес, тем не менее, также считает, что с приватизацией стоит повременить. Так, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами "Аэрофлота" Шамиль Курмашов заверил, что авиакомпания, в целом, созрела до продажи пакета акций, однако призвал принимать решение о продаже активов на большем витке развития, чтобы дать возможность показать лучший результат.
Напомним, согласно предусмотренной программе приватизации, государство намерено продать 25 из 51% госакций "Аэрофлота". По словам Курмашова, сейчас не та ситуация с точки зрения повышения эффективности качества управления компанией, и авиаперевозчик может не только не приобрести, но и потерять от сиюминутной реализации меры. "Во-первых, мы потеряем небо. Новый собственник, скорее всего, не будет развивать социально значимые направления по плоскому тарифу на Дальний Восток, в Калининград, Крым. К частному собственнику нельзя будет подойти и с точки зрения ценового регулирования. Кроме того, частный собственник вряд ли будет озабочен государственными целями развития российского авиапрома и в частности самолетов МС-21 и "Сухой-Суперджет-100". Во-вторых, нужна подготовка. Авиакомпании British Airways, Lufthansa, Air France готовили как невесту. Здравая мысль - пополнять бюджет за счет приватизации компаний. Но нужно это делать с умом, на максимуме. Компания должна достичь определенных инфраструктурных достижений", - выразил мнение специалист.
Большинство ученых, представителей бизнеса и власти подчеркивали, что приватизация не поможет решить структурные проблемы экономики, рискует стать "притворной" и воплотиться через "схему офшорных компаний". В нынешнем виде объявленная процедура не способна стать эффективной антикризисной мерой, и в этом случае следует отложить ее проведение в масштабном виде до лучших времен, считают эксперты.
А если и реализовывать приватизацию, то первыми претендентами на госимущество должны стать граждане, подытожил Глазьев.
"Мы обязаны вспомнить о наших долгах перед гражданами. Населению не вернули сбережения, которые когда-то были обесценены в Сбербанке вследствие действий госорганов власти по замораживанию активов в период галопирующей инфляции. У нас есть претенденты на госимущество, это граждане. Мы можем провести восстановление сбережений и ограничить их участием в приватизации. Если мы это не сделаем, и дальше пойдем по тому пути, по которому идем уже два десятилетия, наши граждане встретят столетие Октябрьской революции и спросят…" - заключил академик.
Как сообщало Накануне.RU, приватизировать в 2016 г. кабмин намерен доли в "Роснефти", "Башнефти", Алросе, "Совкомфлоте". Также рассматривается передача в частные руки пакетов акций ВТБ, "Транснефти" и "Аэрофлота". Приватизация Роснефти, как отметил начальник управления имущественных отношений Росимущества Виталий Сергейчук, может состояться при получении выгодного предложения от инвестора, которое будет не ниже стоимости размещения бумаг госкомпании в ходе IPO 10 лет назад. В правительственных структурах единого мнения о том, нужно ли продавать акции с минимальной прибылью, нет.