В "Аэрофлоте" заявили о преждевременности приватизации пакета акций
Авиакомпания "Аэрофлот" в целом созрела до продажи пакета акций, однако с приватизацией стоит повременить и принимать решение об этом на большем витке развития компании. Об этом накануне на круглом столе в Госдуме заявил заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами "Аэрофлота" Шамиль Курмашов, передает корреспондент Накануне.RU.
В своем выступлении на дискуссии, посвященной вопросам грядущей приватизации, он назвал ряд возможных последствий при реализации продажи активов перевозчика. Напомним, речь идет о приватизации 25 из 51% акций государства. Курмашов акцентировал внимание на том, что "Аэрофлот" - это не инфраструктурная компания, которой принадлежат какие-то материальные объекты или активы, а бизнесовая корпорация. В этой связи, считает он, необходимо тщательно разбираться в "выгодах", которые может получить государство при приватизации.
"Мы вышли в лидеры в мире по рентабельности операционной прибыли. Производительность труда увеличилась. Если в 2009 году до прихода новой команды у нас было 700 тысяч пассажиров на 1 тысячу занятых, то сейчас 1,8 миллионов на 1 тысячу работников. Это беспрецедентные показатели рентабельности. В принципе, для компании с точки зрения эффективности это не тот случай, когда это должно выступать основным драйвером продажи государственного пакета", - отметил он.
Кроме того, по его словам, компания на данном этапе значительно недооценена. "Аэрофлот" стоит 70 миллиардов рублей, четверть - это 14 миллиардов. Пусть даже это будет $250 млн сейчас в бюджет… Мы недооценены значительно", - сказал Курмашов.
Рассказал представитель перевозчика и о рисках при оперативной реализации пакета акций. "Во-первых, если мы это реализуем в моменте, мы потеряем небо. Новый собственник, скорее всего, не будет развивать социально значимые перевозки по плоскому тарифу на Дальний Восток, в Калининград, Крым. Минимальный тариф наших конкурентов на Дальний Восток - 35 тыс. руб. в одну сторону, мы продаем за 20 тыс. "туда-обратно". К частному собственнику нельзя будет подойти и с точки зрения ценового регулирования", - отметил он. Даже если решение о продаже будет принято, "Аэрофлот" необходимо подготовить к этому, продолжил Курмашов. "Авиакомпании British Airways, Lufthansa, Air France готовили к как невесту. Здравая мысль - пополнять бюджет за счет приватизации компаний. Но нужно это делать с умом, на максимуме. Компания должна достичь определенных инфраструктурных достижений", - добавил специалист.
Помимо этого, по его мнению, в случае изменения доли государства в компании ниже контрольной лизингодатели могут потребовать самолеты к погашению. "Если будут одновременно предъявлены все требования, их сумма достигнет 500 млрд рублей", - уведомил Курмашов. Эта сумма, как мы видим, значительно превышает размеры государственной "выгоды". Вместе с тем он отметил, что вероятность предъявления сразу всех самолетов к погашению мала, но подчеркнул, что "Аэрофлот" имеет дело и с "агрессивными лизингодателями, которые себя ведут крайне беспредельно".
Среди возможных потерь от приватизации Курмашов назвал и сложности с развитием авиапрома. "Мы сейчас стартовый и единственный реальный заказчик самолета "Сухой-Суперджет-100". Есть и перспективный среднемагистральный самолет МС-21. В этом моменте частный собственник точно не будет озабочен государственными целями развития российского авиапрома. Мы радеем за отрасль и понимаем, что будущее авиапрома зависит от стабильности заказов авиаиндустрии", - заключил представитель "Аэрофлота".
Напомним, 17 марта на площадке комитета Госдумы по вопросам собственности состоялось обсуждение перспектив и проблем грядущей масштабной приватизации. Против предложений финансово-экономического блока Правительства выступили советник президента РФ, управленцы крупнейших предприятий и СКР.