Почему упал "Боинг"? Все версии крушения в Ростове-на-Дону
Авиалайнер Boeing 737–800 эмиратской компании FlyDubai разбился в ночь на субботу, когда заходил на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону при сильном боковом ветре, дожде и плохой видимости. На борту находились 55 пассажиров из разных стран, в основном из России, и семь членов экипажа. Все они погибли. На месте крушения спасатели нашли более 200 фрагментов человеческих тел.
В настоящее время уже обнаружены и изъяты речевой и параметрический бортовые самописцы, которые переданы специалистам МАК для расшифровки данных. Кроме того, изымается летная документация, изучаются действия оперативных служб аэропорта.
Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе СКР, уже допрошены более 40 человек – родственников потерпевших, а также сотрудники аэропорта и аэродромного диспетчерского центра, Ростовского метеорологического центра, представители авиакомпании FlyDubai, изъята документация воздушных судов аэропорта Ростова-на-Дону.
Отрабатываются различные версии произошедшего, среди которых ошибка в действиях экипажа самолета, техническая неисправность борта, сложные метеоусловия. Версии о теракте среди основных нет.
Ведущий специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец рассказал, что скорость ветрового потока в районе падения самолета превышала 100 км в час (30 м в секунду). По словам метеоролога, в этот момент наблюдалось необычное явление - струйное течение на высотах от 600 до 10 тыс. м. "Такой ветровой поток мог оказать самое негативное влияние на динамику полета. Это и могло объяснить то, что пилот не мог завезти самолет на посадку с первой попытки", — отметил он LifeNews.
Судя по доступной видеозаписи, лайнер падал под углом в 40 градусов, сильно накренясь на правый борт. То есть, до того он шел на посадку при сильных порывах ветра, сбрасывая скорость до посадочной. Но у земли пилот, возможно, чего-то испугался и пошел на второй круг, успев набрать высоту - но недостаточную скорость. Именно в этот момент попутно-боковой ветер мог привести к потере скорости (это - падение подъемной силы крыльев) и к сваливанию самолета влево. Машина круто понеслась к земле, запаса высоты не хватало.
За последнее время это уже не первая авария с американскими самолетами в России, а падение лайнера в Ростове во многом повторяет траекторию крушения "Боинга" в Казани в 2013 г. По странному стечению обстоятельств, все доступные видео падения сделаны любителями, и что удивительно – никак ими не комментируются в процессе съемки, несмотря на трагичность момента.
"Сделать вывод из той информации, которую озвучили СМИ, очень сложно, - прокомментировал Накануне.RU полковник ВВС, военный журналист Александр Жилин. - Она противоречива. Складывается впечатление, что вмешались серьезные силы, чтобы истинная причина авиакатастрофы пока не озвучивалась. Первой прозвучала версия, что самолет разрушился в воздухе на глиссаде. Буквально на подлете к ВПП. Если так было на самом деле - это 100% теракт. В пользу этой версии говорит и то, что самолет очень сильно разрушен".
Однако в качестве основной сейчас выдвигается версия пренебрежения командиром судна погодных условий - сильный и порывистый боковой ветер. Сообщается, что именно по этой причине якобы ушел на посадку в Краснодар один из самолетов "Аэрофлота". Хотя три судна этой авиакомпании все же приземлились в Ростове.
"Мне непонятна логика действий летчиков. Долетели до Ростова, столкнулись со штормовыми порывами ветра, явно - и со сдвигом ветра. Вместо того, чтобы уходить хоть на Краснодар, хоть куда угодно (два часа лета в запасе) - стали кружить над городом, ожидая улучшения погодных условий. Потом пошли на вторую попытку приземления, которая оказалась неудачной. Уход на третью попытку - роковым. Думаю, была какая-то растерянность летчиков в сложных условиях", - отмечает публицист Максим Калашников.
Александра Жилина также смущает сообщение о том, что разбившийся лайнер долго ходил по кругу в районе аэропорта. "Почему? Что в это время происходило на борту? Если брать за основу погоду, то тут причиной мог быть страх экипажа потерять профессиональную репутацию и понести существенные материальные потери. Сегодня прибыль на первом месте, а безопасность полетов на втором. Этому нужно положить конец, ибо коммерческие интересы являются антагонистами летных правил, написанных кровью погибших летчиков и пассажиров", - подчеркнул он.
По словам Максима Калашникова, пилотов надо готовить не так ускоренно-узкоспециализированно, как сейчас. "Летчик должен жить небом, все время практикуясь на тренажерах, изучая все сложные ситуации, известные службам расследования авиакатастроф. А иначе мы получим вечно уставших, неуверенных в себе людей, теряющихся в сложной ситуации. Боящихся того, что их накажут владельцы авиакомпании. Пилота нельзя натаскивать только на реактивные "Боинги" и "Эрбасы", - считает Максим Калашников.
По появившейся в СМИ информации, капитан рухнувшего в Ростове-на-Дону лайнера Аристос Сократус до трудоустройства в FlyDubai лишился работы в кипрской бюджетной авиакомпании Helios Airways. Организация обанкротилась после крушения Boeing 737-300 в 2005 г. неподалеку от Афин. Тогда в результате крушения погибли 115 пассажиров и шесть членов экипажа.
"Я считаю, что нам нужно развивать собственное самолетостроение. Летать на чужих самолетах - значит отдавать на откуп дяде безопасность полетов", - подчеркнул Александр Жилин.
По его словам, тут важно признание американцев в том, что после теракта 9\11\2001 на всех самолетах "Боинг" в ходе регламентного обслуживания в систему управления и связи вводится функция принудительного отключения пилота от управления лайнером и перехода на автопилот. "Поскольку все "Боинги" в полете принимают сигналы американских навигационных систем, сигнал на автопилот теоретически можно подать от системы технической разведки "Эшелон" (привет Сноудену). При этом пилот "Боинга" ничего сделать не успевает. А бортовые самописцы, фиксируя фактуру, никак не фиксируют того, чего нет: сигналов систем навигации", - отмечает Александр Жилин.