"Своих мало?" ТюмГУ потратит 150 миллионов на иностранных исследователей
Ректор Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Валерий Фальков рассказал о новом этапе реализации проблемного для вуза проекта "5-100", который начался с защиты "дорожной карты" на заседании совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди мировых научно-образовательных центров в Москве 18-19 марта. На вчерашней пресс-конференции глава ТюмГУ признался, на что пойдут выделенные Минобром 150 млн руб., передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, по результатам защиты ТюмГУ попал в третью категорию вузов - участников проекта и получил рекомендацию Совета Минобрнауки России выделить Тюменскому государственному университету в 2016 г. из федерального бюджета субсидию в размере 150 млн руб. Две другие категории, в которые вошли университеты-участники проекта, получили 500 и 900 млн руб.
"150 млн руб. - это меньше 10% общего годового бюджета Тюменского госуниверситета", - уточнил ректор и призвал не "комплексовать" по этому поводу, так как, по его мнению, для новичков это нормально. Деньги университет намерен направить на "привлечение и развитие талантов".
Были названы имена иностранных исследователей из Финляндии, Франции, Германии, США, которые уже дали свое согласие на сотрудничество с ТюмГУ. Шесть ученых с индексом Хирша (по scopus) более 20, а также три ученых с индексом цитирования от четырех до 10. Это те люди, которые "появятся в аудиториях и научных лабораториях уже к лету этого года".
Фальков также прокомментировал рейтинговую систему и контракты: эффективные у нас и пожизненные за рубежом. "Иметь корочку профессора сейчас уже недостаточно, весь мир живет по-другому, да, это хорошо, что ты профессор, но ты каждый год должен доказывать это публикациями и рейтингами. Люди, имеющие на западе пожизненные контракты, - это те люди, в квалификации которых никто уже не сомневается", - сказал ректор.
Для тех, у кого нет пожизненного контракта, система эффективных контрактов - "это система стимулов", благодаря которой в жесточайшей конкуренции ученые борются за свое место.
Ректор пояснил, что в этом году 56 бюджетных мест выделяется для иностранных студентов из Франции, США, Ирана, Китая и других стран.
Цель университетов "5-100", в отличие от опорных вузов, которые должны готовить кадры для региона, дать фундаментальное образование и обеспечивать конкурентоспособность на мировой арене, подчеркнул Фальков. "Мы должны дать такое образование, которое позволит нашим выпускникам осуществлять виды деятельности, сегодня еще даже не существующие, успешно освоить еще не изобретенные технологии, чтобы решать проблемы, о существовании которых мы пока еще не подозреваем", - выразился ректор.
Также он прокомментировал предстоящие планы создания института для одаренных студентов, которые будут обучаться по углубленным мировым образовательным методикам. "Пока мы об этом размышляем, это непростая задача", - сказал Фальков. В этом случае студентов будут отбирать не только по высоким результатам ЕГЭ, но и по результатам дополнительного собеседования. И в этом случае не будет учитываться ни социальное положение, ни финансовые возможности абитуриента. Преподавание будет осуществляться на русском языке, за исключением отдельным курсов, заверил Валерий Фальков.
В рамках стратегической инициативы "Новые лица" должен быть трансформирован образ преподавателя. "В вузе из категории "5-100" не должно быть место "трансляторам" знаний, то есть тем, кто не проводит самостоятельные научные исследования. В эпоху интернета преподаватель уже не является носителем уникального знания", - считает руководство университета.
Ректор в очередной раз напомнил, что "университет – это то же предприятие, которое действует по экономическим законам". Что касается стратегической инициативы "Перераспределение ресурсов", то университет "в ближайшее время должен перейти на международные стандарты финансовой отчетности и внедрить механизмы бюджетирования образовательных программ".
Напомним, что ТюмГУ вошел в проект "5-100" в октябре 2015 г. Вхождение в проект сопровождалось протестами преподавателей и общественности. Активисты проводили пикеты, собирали подписи, а также организовали дискуссионную площадку, на которой был представлен доклад критических замечаний к проекту "5-100" ТюмГУ.
Ольга Ермакова