Научат хорошим манерам: для коллекторов создан свод этических правил
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) утвердила новый этический кодекс, чтобы обучить коллекторов хорошим манерам, пишет газета "Известия".
Теперь членам ассоциации запрещено общаться с должниками на "ты", использовать технические средства, позволяющие скрывать номер телефона при звонках, упоминать в разговоре названия силовых органов (РОВД, МВД, УВД, УМВД и т.д.). Но что гораздо важнее - ассоциация запретила коллекторам разговаривать о задолженности с детьми и с "третьими лицами", а также препятствовать работе организаций сферы здравоохранения, образования, стратегически важных объектов инфраструктуры. Таким образом, под запретом оказалась рассылка сообщений друзьям должника в соцсетях, общение с коллегами должника по работе и с другими знакомыми. Кодекс обязывает компании разработать сценарии взаимодействия с должником (переговоров, личных встреч, сообщений) и использовать только утвержденные шаблоны.
Как рассказали "Известиям" в ассоциации, профессиональные коллекторские агентства в отличие от "квазиколлекторов" должны соблюдать законы "О потребительском кредите/займе", "О персональных данных" и все законодательство, действующее на территории страны. Теперь члены НАПКА будут включены в реестр операторов персональных данных в порядке, предусмотренном законом "О персональных данных", обязаны получить лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальности информации, а также договор страхования профессиональной ответственности. Контактировать с должниками (как и руководить коллекторской компанией) запрещено лицам с непогашенной судимостью.
Отмечается, что прошлый профессиональный кодекс был принят восемь лет назад и содержал размытые формулировки.
Для выполнения требований коллекторам потребуется пойти на дополнительные расходы. Дело в том, что каждая компания теперь обязана создать независимый отдел по контролю качества взаимодействия с должниками, который должен подчиняться не руководителям подразделений взыскания, а непосредственно главе компании, а также хранить записи разговоров с должниками вплоть до момента удаления персональных данных.
Как отмечает издание, проигнорировать кодекс участники ассоциации, видимо, не смогут. Для участников НАПКА кодекс является одним из основных документов: его соблюдение является главным условием для вступления в ассоциацию и сохранения членства в ней. За все нарушения ассоциации предстоит вынести решение о мерах наказания. Впрочем, в самом кодексе они не установлены.
Как уточнили в ассоциации, сейчас санкции за нарушения назначает дисциплинарный совет НАПКА, который рассматривает результаты каждой проверки в отдельности. Однако от такой модели работы ассоциация планирует отказаться. На ближайшем общем собрании членов ассоциации планируется выработать единый подход и закрепить его отдельным документом - положением о дисциплинарном комитете. Сейчас зачастую ассоциация требует уволить сотрудника компании, поведение которого не является корректным (и контролирует выполнение своего требования), но в дальнейшем, после формализации списка нарушений, перечень дисциплинарных мер будет расширен. Ожидается, что НАПКА будет устанавливать штрафы и даже пойдет на крайние меры - приостановит членство самых злостных нарушителей.
Коллекторы в России привлекли внимание после ряда громких скандалов. 13 мая в Госдуме во втором чтении будет рассмотрен законопроект о деятельности коллекторских агентств.