"Настоящих 100-балльников по математике почти нет", - петрозаводский профессор заявил о фальсификациях при проверке ЕГЭ
Во время рабочей поездки в Карелию главный разработчик ЕГЭ по математике Иван Ященко не смог ответить преподавателям Петрозаводского государственного университета на вопрос об установлении шкалы пересчета первичных баллов в итоговые. Сотрудники вуза пришли к выводу, что рассчитывать баллы ЕГЭ по математике будут отнюдь не математическими методами: приближая двоечников к минимальной планке сдачи, а хорошистов – к максимальным 100 баллам, передает корреспондент Накануне.RU.
"Можно предсказать, что профильный экзамен сделают очень простым. Досрочный этап, который проходил весной, показал, что все задачи, которые были предложены, были стандартными, шаблонными. Цель понятна – организаторам нужно обеспечить какой-то внешний рост, им нужен рост показателей среднего балла, и они будут пытаться добиться его таким образом. Внешняя ситуация может быть достаточно благоприятной за счет снижения планки результатов профильного экзамена. Произойдет то, что произошло в прошлом году с физикой. Средний балл по физике вырос на шесть баллов за счет беспрецедентно простого экзамена. Знаний за этим никаких, но внешне какие-то показатели будут достигнуты. Таким путем они пойдут, это однозначно", - заявил Накануне.RU профессор, заведующий кафедрой геометрии и топологии матфака Петрозаводского государственного университета Александр Иванов.
По его словам, на сегодня у Рособрнадзора и Минобра нет шкалы пересчета первичных баллов в итоговые: ее создадут уже после экзамена, когда станет известно, как абитуриенты справились с заданиями.
"За счет шкалы они будут вытаскивать этот экзамен, чтобы показатели мало-мальски выглядели прилично. Это можно предсказать однозначно. Еще одна серьезная проблема, которая их ожидает, это 100-балльники. Количество 100-балльников – это показатель, который обсуждается. В прошлом году реальное количество 100-балльников по математике составило неизвестно сколько. Когда Ященко спрашивали, он на этот вопрос не ответил. 100 баллов – это абсолютный результат, это все решенные задачи. В прошлом году чиновники сделали беспрецедентный шаг: они 100 баллов давали не за 34 первичных балла (это все решенные задачи), а за 32. Они уравнивали в итоговой оценке школьников с совершенно разными результатами: школьники могли не решить задачу, а получали 100 баллов. Те школьники, которые справились со всеми заданиями и которых уравняли с теми, кто сделал не все, могли обратиться в суд, потому что их права на поступление тем самым ущемлялись, ведь их уравняли с теми, кто слабее их", - добавил Иванов.
Отметим, что по официальным данным, в прошлом году 100-балльников по математике было 66, в позапрошлом – 72.
"Настоящих 100-балльников по профильной математике почти не было. В позапрошлом году было 72, а реально в прошлом году было порядка 5-10 человек. Та же проблема будет и в этом году. Ященко заявил о том, что они собираются вновь склеивать высокие первичные оценки и превращать их в 100-балльный результат, чтобы у них было хотя бы сколько-нибудь 100-балльников, чтобы было, о чем отчитываться", - сказал профессор.
"Вытягивают" на лучшие показатели не только отличников, но и двоечников, которые не могут преодолеть минимальный порог сдачи ЕГЭ.
"С базовым уровнем ситуация такая: в прошлом году они давали аттестат за семь решенных заданий. Но на самом деле не за семь, а за меньшее количество, потому что они фальсифицировали результаты, накручивали баллы. Мы это установили на основе статистического анализа. Фальсификация начинается уже на этапе подсчета результатов. Школьник не выполнил задание, а ошибочное задание засчитывают, как правильное. В итоге получается вменяемый результат. В том же ключе будет идти работа и сейчас", - заключил Александр Иванов.
Отметим, что в методике шкалирования результатов ЕГЭ, размещенной на официальном портале госэкзамена, сказано, что "результаты ЕГЭ по математике базового уровня выдаются в первичных баллах (0-20) или в процентах от максимального балла (0-100%)". Что касается остальных предметов, то определение шкалирования, действительно, производится по результатам экзамена, а не до его проведения.