В России стартует основной этап сдачи ЕГЭ. Чиновники снова готовятся к смене "правил игры" на ходу
27 мая стартует основной этап сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Российские выпускники будут сдавать экзамены по выбору – географию и литературу. За семь лет проведения итоговой аттестации в такой форме задания успели видоизмениться, а результаты – возрасти: по русскому языку на шесть баллов, по физике - на семь, по истории - чуть ли не на 10. Правда, положительные сдвиги эксперты связывают скорее не с уровнем знаний школьников, а с качеством самих заданий и хитростью Рособрнадзора, который пересчитывает баллы уже по факту проведения ЕГЭ, передает корреспондент Накануне.RU.
Официально ЕГЭ, как форма выпускных и вступительных испытаний, действует в России с 2009 г. За семь лет формат сдачи экзаменов по некоторым предметом успел в корне поменяться. Сильнее всего "пострадала" математика, которую расчленили на базовый и профильный уровень, освободив учеников от попыток постижения "царицы наук".
Что касается первых экзаменов ЕГЭ-2016 – географии и литературы – то они изменились несущественно.
В 2009 г. экзамен по литературе состоял из трех частей, на решение которых давали четыре часа. Теперь экзаменуемые решают две части за 3 часа 55 минут. При этом суть заданий не поменялась: предлагается проанализировать фрагменты драматического или лирического произведения, ответить на фактологические вопросы и написать сочинение.
Стоит отметить, что с каждым годом школьники справляются с заданиями по литературе все лучше. В 2014 г. средний балл был 53,6, в 2015 г. – уже 56,9.
Однако не все эксперты согласны с такой формой оценкой знаний по литературе. Уже не первый год депутаты от КПРФ выступают с инициативой установить различные варианты сдачи экзамена по этому предмету. Не так давно депутаты Госдумы внесли законопроект "Об образовании для всех", в котором предлагают проводить ЕГЭ по литературе в форме сочинения либо в устной форме по выбору учащегося.
"Что у тебя лучше получается, то и покажи. А может быть, ты пишешь прекрасные стихи, а с грамотностью у тебя некоторые проблемы. Приди и покажи на устном экзамене, что ты умеешь", - отмечал один из авторов законопроекта, зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин в разговоре с Накануне.RU.
Что касается географии, то по сравнению с прошлым годом к экзамен претерпел некоторые изменения. Так, количество заданий сократилось на семь: с 41 до 34, а максимальный первичный балл уменьшился с 51 до 46. Из экзаменационной работы исключили задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа. Их заменили на новые модели заданий с кратким ответом. Отныне в контрольно-измерительные материалы (КИМы) включили карты, которые понадобятся для выполнения заданий.
Средний балл по географии в течение двух последний лет остается неизменным – 52,9.
Статистика сдачи ЕГЭ свидетельствует о том, что за семь лет существования школьники приноровились решать типовые задания. Повысились средние баллы практически по всем основным предметам. "Прогресс" очевиден на примере русского языка, который является обязательным предметом наряду с математикой.
Результаты 2009 г.
Если в первый год официального введения ЕГЭ средний балл достигал 50-60, то к 2014 г. он составил 62,4, а к 2015 - 65,9. Правда, одновременно с этим резкое пике совершил минимальный порог оценки – минимальное количество баллов, необходимое для получения аттестата.
Напомним, что в 2014 г. Минобр снизил минимальный порог по русскому и математике с 36 до 24 баллов, чтобы большее количество школьников смогли закончить школу.
Что касается второго обязательного предмета – математики – то здесь ситуация остается стабильной. До сих пор лишь небольшое число школьников могут похвастаться высокими баллами. Из-за этого Министерство образования и науки решилось на опрометчивый, как выяснилось позже, шаг – разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.
Результаты 2009 г.
Задания базового уровня настолько просты, что по силам ученику средней или даже младшей школы. В нескольких города была начата кампания против таких новаций. Преподаватели вузов сетуют на то, что абитуриенты, выбравшие базовый ЕГЭ по математике, не справляются с элементарными задачами в рамках вузовских дисциплин: некоторые не умеют складывать целые числа и не могут написать "икс" в квадрате".
При этом положительная тенденция наблюдается по остальным предметам: истории, физике, химии.
Если в 2009 г. историю сдавали в среднем на 36 тестовых баллов, то к 2015 г. сдали писать экзамен на 46,7. Впечатляет прогресс и в изучении физики. В первый год введения ЕГЭ средний балл составлял от 40 до 43, а теперь – 51,2.
Как оказалось, дело не столько в улучшении подготовки школьников, сколько в снижении качества самих заданий.
"Средний балл по физике вырос на шесть баллов за счет беспрецедентно простого экзамена. Знаний за этим никаких, но внешне какие-то показатели будут достигнуты. Таким путем чиновники опять пойдут, это однозначно", - рассказал Накануне.RU профессор, заведующий кафедрой геометрии и топологии матфака Петрозаводского государственного университета Александр Иванов.
Но и знания учеников не стоит снимать со счетов. За годы навязывания ЕГЭ, как обязательного экзамена, школьники и учителя приноровились решать тестовые задания.
"С одной стороны, повысилось качество подготовки школьников: ученики привыкли к этой форме, поняли, как готовиться, а учителя поняли, как готовить. С другой стороны, задания упрощаются. Это неплохо в том плане, что они становятся более четкими и однозначными", - сообщил Накануне.RU сопредседатель межрегионального профсоюза "Учитель" Андрей Демидов.
Между тем, баллы растут год от года благодаря хитрой схеме Рособрнадзора. Ведомство никогда не устанавливает шкалу пересчета первичных баллов в итоговые до проведения экзамена. Уже после сдачи ЕГЭ, когда становится известна "средняя температура по больнице", появляется схема расчета.
"Я думаю, что имеет значение та процедура, которую проделывает Рособрандзор по факту проведения экзаменов: они никогда не публикуют заранее шкалу пересчета первичных баллов во вторичные. Это плохо, потому что получается, что можно переиграть, сменить правила уже по факту проведения ЕГЭ и таким образом косвенно улучшить показатели", - добавил Демидов.
Член профсоюза учителей не надеется на серьезные успехи выпускников в нынешней кампании по сдаче ЕГЭ. "Я не думаю, что будут какие-то серьезные провалы, но вряд ли будут и выдающиеся улучшения, потому что неоткуда им взяться", - заключил эксперт.