Интерны УГМУ получат документы гособразца, но саму интернатуру вскоре все равно ликвидируют
Интерны Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) в этом году все-таки получат документы государственного образца, однако федеральный центр ликвидирует интернатуру, как институт, уже в следующем году. Таким образом Правительство пытается сократить дефицит кадров в медучреждениях, но эксперты бьют тревогу: это грозит отечественной медицине врачами-недоучками. Тем более странно, что свердловское отделение ОНФ, имеющее своего "медицинского" представителя в Госдуме, пока стоит в стороне. Подробности - в материале Накануне.RU.
Как сообщалось ранее, в этом году выпускники интернатуры ряда медицинских вузов, в том числе и Уральского государственного медицинского университета, рисковали остаться без документов государственного образца. Однако в настоящее время, как стало известно Накануне.RU, ситуация разрешилась в пользу студентов: все интерны получат госдипломы.
"В этом году все интерны получат документы гособразца, поскольку вышло постановление Правительства, согласно которому, тем вузам, у которых закончилась аккредитация по программам интернатуры, она автоматически продлена. Тот скандал, который был, благополучно разрешился, все вопросы сняты", - рассказал Накануне.RU ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения УГМУ Самвел Папоян.
Но, в соответствии с 273-ФЗ, прием на обучение по программам интернатуры по всей России будет завершен 1 сентября этого года. После выпуска в 2017 году интернатура в Российской Федерации будет ликвидирована.
Как рассказал Самвел Папоян, вместе с отменой интернатуры в настоящее время вводится такое понятие, как "аккредитация специалиста". Ее будут проходить выпускники. Например, в этом году ее пройдут стоматологи и фармацевты УГМУ, а в следующем году - учащиеся остальных факультетов. По словам Папояна, аккредитация будет определять, что специалист может делать, а что нет, подтверждать свою специализацию.
По мнению ассистента кафедры УГМУ, однозначно сказать, чем обернется для здравоохранения ликвидация интернатуры, сейчас сложно. В любом случае, остается ординатура, которая сейчас составляет два года, в дальнейшем обучение будет варьироваться от года до пяти лет в зависимости от специальности, на которую человек идет.
"Видимо, Министерство здравоохранения таким образом попыталось сократить дефицит кадров в первичном звене - в поликлиниках. На сегодняшний день планируется, что только часть выпускников сможет попасть в ординатуру, количество мест будет ограничено. Поступать будут на конкурсной основе, будет балльная система. Таким образом, часть выпускников университетов будет вынуждена идти в поликлиники - работать общими терапевтами. Мое мнение - отмена интернатуры все-таки не повлечет за собой массового увеличения сотрудников в госучреждениях, в первую очередь выпускники будут пытаться попасть в ординатуру. Если окажутся в поликлинике, поработав год, другой, снова будут стараться поступать в ординатуру, чтобы получить узкую специальность. Кроме того, те, кто сегодня приходят сразу после университета, у них недостаточно практических навыков для того, чтобы сразу приступать к работе", - поделился мнением Самвел Папоян.
Сопредседатель свердловского реготделения ОНФ, руководитель детского онкогематологического Центра на Урале, заслуженный врач России, депутат Госдумы от "ЕР" Лариса Фечина считает ситуацию двойственной и, в целом, остроты проблемы не видит. Примечательно, что свердловская ячейка ОНФ публично никак не поддержала интернов УГМУ и в их проблеме с получением дипломов.
"Есть две стороны этой истории. Первая - это то, что мы испытываем очень серьезный дефицит в медицинских кадрах, особенно в первичном звене здравоохранения, в глубинке, там, где дефицит составляет свыше 50%. Эти кадры появятся после того, как выпускники медицинских вузов по новым правилам, до ординатуры придут отрабатывать по базовым специальностям, т.е. таким, как врач-хирург, терапевт, педиатр и т.д. Эти люди придут и, наверное, восполнят дефицит. Вторая сторона медали - это то, что интернатура давала возможность, не отрываясь от альма-матер, от медицинского университета, продолжая заниматься подготовительной работой там, вести практическую работу, но под контролем педагогов медицинского вуза. Сейчас нам ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пришли недоучки и начали сразу лечение пациентов. Здесь нужно контролировать ситуацию, чтобы не было ошибок", - прокомментировала ситуацию Накануне.RU Лариса Фечина.
По ее словам, ввиду этого принципиально важно возродить институт профессионального наставничества, "когда за каждым молодым врачом будут наблюдать старшие коллеги и будут отслеживать каждый их шаг, чтобы такой молодой доктор входил в свою специальность и не натворил ошибок".
Но будет ли свердловский представитель ОНФ поднимать проблему на федеральном уровне, в Госдуме, остается неясным.
Лариса Фечина
"Есть определенные опасения, что не будет интернатуры, но, по-видимому, Правительство решило таким образом решить проблему кадрового дефицита", - предположила Лариса Фечина.
А член комитета Госдумы по охране здоровья, коммунист Олег Куликов подчеркнул, что отмена интернатуры чревата ухудшением уровня образования будущих врачей, потому что интернатура, а затем ординатура – это обязательная двухрядная система подготовки.
"Это система, проверенная временем, она давала хорошие результаты. Считалось, что врач, который не закончил интернатуру – это неполноценный врач. Действительно, его можно послать на прием, но у него еще нет опыта. Количество врачебных ошибок, которые допускают студенты, если их сразу допустить до лечения больных, зашкаливает за 50%. Я думаю, что можно еще побороться за то, чтобы интернатура осталась. Скорее всего, делается это с целью пресловутой экономии бюджетных денег", - ранее прокомментировал ситуацию Накануне.RU Куликов, добавив, что "самое опасное – это неграмотный врач".
Он также отметил, что по его мнению, интернатура должна сохраниться. Кроме того, Куликов так же, как и его коллега по Госдуме, затронул тему наставничества.
Любопытно, что несмотря на наличие проблемы, каких-либо подвижек в парламенте на этот счет не наблюдается. Свою роль здесь мог бы сыграть ОНФ, как "путинская гвардия", к тому же и лоббистских возможностей у видных "фронтовиков", тем более в статусе депутатов фракции партии власти, значительно больше, чем у оппозиционных парламентариев. По всей вероятности, в настоящее время "ЕР" и ОНФ гораздо больше заняты праймериз и предстоящими выборами, а не спасением отечественного здравоохранения.